30 ноября исполняется 150 лет со дня рождения композитора и пианиста Сергея Михайловича Ляпунова. Зарубежные исследователи называют его жизнь «тенистой». И в самом деле, имя Ляпунова нечасто появляется среди имён его знаменитых современников. Он был студентом Московской консерватории, когда там преподавали ученики Чайковского Аренский и Танеев. Первого знали как автора очаровательных миниатюр и впечатляющих масштабных сочинений. Второй вскоре стал крупнейшим учёным, авторитет которого многое решал в музыкальном мире, и композитором, чью музыку сравнивали с симфониями Бетховена и трагедиями Эсхила.
Ляпунов, однако, не был в восторге от Московской консерватории. Его влекли вольные музыкальные просторы Санкт-Петербурга. В те годы там был в самом разгаре ревностный спор между консерваторией и «Могучей кучкой», кружком гениально одарённых любителей, собравшихся вокруг Балакирева. Музыка 2-х композиторов из этого кружка особенно импонировала Ляпунову всем другим он предпочитал сочинения Бородина и Римского-Корсакова. Чтобы познакомиться с ними и с другими музыкантами Северной столицы, Ляпунов оставляет Московскую консерваторию. Очень скоро молодой композитор поступил на службу в Императорскую капеллу, где некогда работали Бортнянский, Львов и Глинка. Наверное, тогда Ляпунов вряд ли мог предположить, что через несколько десятилетий он будет преподавать фортепиано и теорию музыки в Петербургской консерватории. А ещё через 13 лет композитор принимал участие в создании Русской консерватории в Париже.
В Петербурге появилась Первая симфония Ляпунова её называют наиболее «богатырской» и «бородинской». В первые годы 20-го века композитор создал полонез для оркестра, который своей «изобретательностью» напоминает тонкие изгибы музыки Лядова. В 1909-м году Ляпунов написал Концерт для фортепиано. Как и 2-й концерт Листа, сочинение Ляпунова одночастно. Как и у Листа, оно открывается ласковой темой, которую сменяют многочисленные виртуозные каденции солиста. Один пианист сказал когда-то, что «это очень воодушевляющий концерт».
В 1894-1902 Ляпунов был помощником управляющего Придворной певческой капеллы. В 1908 избран директором Бесплатной музыкальной школы. В 1910-23 профессор Петербургской (Петроградской) консерватории (класс фортепиано, с 1917 - также классы сочинения, контрапункта и фуги). С 1919 заведовал школой специального музыкального образования (впоследствии - 4-й Государственный музыкальный техникум); читал различные курсы истории русской музыки в институте истории искусств в Петрограде.
Ляпунов был концертным исполнителем: он гастролировал как пианист и дирижер.
Его композиторскому перу принадлежат 2 симфонии, "Торжественная увертюра на русские темы", концерты (2 фортепианных и один скрипичный), "Рапсодия на украинские темы" для фортепиано с оркестром, фортепианные пьесы, романсы и др. Совместно с Балакиревым участвовал в редактировании собрания сочинений М.И. Глинки, а впоследствии многое сделал для увековечения памяти М. А. Балакирева.