2 ноября в Большом зале консерватории состоится уникальный концерт: впервые в Москве прозвучат сочинения XX века для четырех (!) фортепиано. Помимо уникального состава инструментов, безусловный интерес представляет одно из самых скандальных сочинений авангарда 1920-х годов «Механический балет» композитора Джорджа Антейла (1900-1959). Этот американский «bad boy» появился в Париже в начале 20-х годов XX века, не без поддержки И.Ф. Стравинского. Его первые выступления как пианиста со своими сочинениями были оценены как «варварские» и «дерзкие». «Механический балет» задуман как музыка к одноименному абстрактному фильму Фернана Леже (1924) для ударно-шумового оркестра, включавшего 16 механических пианол и огромный ансамбль ударных с использованием сирен, электрических звонков и самолетных пропеллеров: эта первая версия была реконструирована только в 2002 г. в Карнеги-холле.
В Большом зале Московской консерватории будет исполнена концертная версия 1953 года для 4-х фортепиано и оркестра ударных, включающего вышеупомянутые звонки и пропеллеры. Это сочинение ярчайший пример футуризма, брюитизма и дадаизма в музыке 20-х годов. «Дикарская», неправильная ритмика, неудержимая моторная энергия и сверкание шумовых и ударных эффектов создают огромные возможности для визуальных решений этого Балета.
Откроет программу Концертный квартет Карла Черни (1791-1857). Выдающийся венский пианист-виртуоз, композитор, известный педагог, ученик Бетховена и Сальери (он был первым исполнителем Пятого концерта Бетховена) написал это сочинение попурри, или фантазию на темы Беллини, Обера, Паганини и Россини для благотворительного концерта в помощь пострадавшим от жестокого наводнения (4 апреля 1830 г.) в Вене, где его исполнили четыре знатных дамы из княжеских кругов.
Две московские премьеры сочинений для квартета роялей принадлежат выдающимся композиторам-минималистам. Пьеса для 4 фортепиано Мортона Фелдмана, культового американского композитора и соратника Джона Кейджа, тихая, медитативная музыка, резко контрастируюет с жёстким моторным драйвом и безжалостной репетитивностью «российского гуру» Владимира Мартынова.
В программе также прозвучит Соната для двух фортепиано и ударных (1881-1945) классика XX века Белы Бартока, в которой соединяются необычайная синкопирующая ритмика и венгерский мелодизм.
В концерте примут участие известные мастера-исполнители: первопроходец и открыватель всевозможных альтернатив Алексей Любимов, признанный эксперт по части современной музыки Михаил Дубов, концептуалист и человек-оркестр Пётр Айду, универсальный музыкант и блестящий виртуоз Алексей Зуев, легендарный ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского.