В рамках юбилейного года, посвященного 200-летию Финляндии в Санкт-Петербурге, в Большом зале филармонии в минувшее воскресенье состоялся единственный концерт Симфонического оркестра финского радио (The Finnish Radio Symphony Orchestra) под управлением Сакари Орамо (Sakari Oramo).
Этот концерт совпал еще и с презентацией открытия Дома Финляндии на Большой Конюшенной улице. Будущей весной там планируется создать Центр финской культуры, науки и бизнеса. Эта знаменательная дата финской государственности еще более укрепит культурно-деловые отношения между двумя странами. А потому проведение подобных концертов в Хельсинки и в Петербурге стало еще одним шагом к сближению двух национальных культур.
Один из высококлассных оркестров Северной Европы Симфонический оркестр финского радио был основан в 1927 году при радиовещательной компании «YLE». Примечательно и то, что коллектив не раз бывал в северной российской столице дважды с финским маэстро Юкка-Пекка Сарасте (Jukka-Pekka Saraste). За свою 80-летнюю историю Оркестр финского радио обрел высокую репутацию среди почетных наград коллектива: премия академии Чарльза Кросса в 2000 году, приз «The Gramophone Award» 2006 года, награда «Midem Classical Award» 2008 года.
Вообще, Финляндия обетованная земля для симфонических оркестров. В стране насчитывается более тридцати коллективов из 11 региональных центров. Надо сказать, что Оркестр финского радио подобно другим европейским соседям известен своей звукозаписывающей деятельностью, особенно это касается музыки Яна Сибелиуса, которую записывали в разное время с коллективом такие дирижеры как Пааво Берглунд (Paavo Berglund), Лейф Сегерстам (Leif Segerstam), Окко Каму (Okko Kamu), Юкка-Пекка Сарасте (Jukka-Pekka Saraste) и нынешний руководитель Сакари Орамо (Sakari Oramo). Причем в орбите внимания молодого дирижера музыка современных финских авторов - Кайи Саариахо, Магнуса Линдберга, Йоонаса Кокконена, Калеви Ахо, Эйноюхани Раутаваара и многих других.
Сакари Орамо у руля оркестра с 2003 года. Сегодня это один из знаменитых финнов на современной музыкальной сцене. Помимо руководства Оркестром финского радио Сакари Орамо сотрудничает с коллективами Нью-Йоркской и Берлинской филармоний, Нидерландским Королевским Оркестром «Concertgebouw». Кроме того, Орамо главный приглашенный дирижер Стокгольмского филармонического оркестра. Обширная гастрольная деятельность дирижера пересекается с его благотворительными акциями. Так, в 2005-м году во время одного из интернет-аукционов Сакари Орамо отважился выставить небывалый лот часовой курс дирижерского мастерства. Счастливчикам повезло не только выслушать дирижерские наставления, но и приобщиться к дирижерской технике почувствовать себя лидером оркестра.
Сакари Орамо: « Конечно, у каждого оркестра есть свой звук. Несмотря на то, что большая часть музыкантов учиться обычно за границей, в нашем оркестре есть и те люди, которые учились в России. Тем не менее, Оркестр финского радио имеет свое неповторимое звучание, один венский критик сравнил его с «дымчатым звуком». Я считаю этот звук немного таким темным. Но это исходная точка, дальше все следует по принципу развития.
Любой дирижер дает оркестру свое звучание, и оркестр звучит немного по-разному под управлением каждого дирижера. Но Окко Каму работал с Оркестром финского радио уже достаточно давно, почти 40 лет назад. Моим предшественником был Юкка-Пекка Сарасте, и он как раз дважды приезжал с финским оркестром в Санкт-Петербург в начале 90-х годов.
У нас в Финляндии помимо Оркестра финского радио есть Хельсинский филармонический оркестр. Я считаю, что оба коллектива правильно делают свой выбор в составлении репертуарных программ. Поскольку мы публично устраиваем концерты, наша задача пропагандировать, прежде всего, финскую музыку, в частности произведения современных авторов. У нас в год происходит до десяти премьер современных финских композиторов. А вообще, я не сторонник какого-то одного стиля. Я придерживаюсь той позиции, чтобы наш репертуар был многообразен и различен».
Сакари Орамо впервые выступил с Оркестром финского радио на сцене Большого зала Петербургской филармонии с нетривиальной программой из сочинений Франсуа-Жозефа Госсека, Людвига ван Бетховена и Кайи Саариахо. Открыла вечер сюита из оперы «Триумф республики» французского композитора Госсека. Оркестр играл в непринужденной аутентичной манере. Одно из центральных произведений концерта - «Лейнопесни» Кайи Саариахо (Kaija Saariaho).
Сакари Орамо: « Лейнопесни Кайи Саариахо очень близки сердцу любого финна. И она оживляет эти поэтические строки, потому что язык Кайи очень драматичен, лиричен и, прежде всего, органичен для оркестра. Особенно это касается того, как она использует музыкальные инструменты в сочетании с человеческим голосом »
«Лейнопесни» исполнила финское сопрано Ану Комси (Anu Komsi), которой посвящен этот опус Саариахо.
Ану Комси: «В общем-то, пейзажи и новые горизонты я ощущаю в финской музыке. По своей национальности я вижу финскую основу данного сочинения. Я познакомилась с Кайей много лет назад, еще когда училась в академии. Я спела практически весь ее вокальный репертуар...»
Эйфорическое постижение музыкального материала Кайи Саариахо связано еще и с пантеистической концепцией «Лейнопесен». Ану Комси вдохновенно чувствует атмосферу этого загадочного сочинения.
Ану Комси: « Да, вы знаете, это действительно какое-то космическое ощущение бытия. Не всем известно, что Кайя Саариахо увлекается северным сиянием. Ее музыку можно сравнивать с бликами разных миражных радуг этой северной красоты природы. Мне очень нравится, как голос резонирует и вписывается в общую оркестровую ткань, ведь из этого складывается вся композиция сочинения »
«Лейнопесни» Кайи Саариахо стали настоящим откровением для петербургских слушателей. В начале октября Кайе Саариахо во Дворце Финляндии была вручена премия Яна Сибелиуса. Удостоиться такой чести выпадает не каждому композитору.
Большой неожиданностью для публики стал первый приезд композитора в нашу страну. Кайя Саариахо специально прилетела из Милана на российскую премьеру своего сочинения.
Кайя Саариахо: «В общем, идея этих «Лейнопесен» принадлежит не только мне, но и Ану Комси. Мне знакомы эти стихи финских поэтов еще с детства. В моем произведении многое заимствовано из природной сферы. Особенно удачно это слышно в вокальных сочинениях, в частности в «Лейнопеснях». А вообще за последнее время у меня состоялось немало премьер в Берлине оркестр Рэтла в конце августа представил мое оркестровое сочинение «Laterna Magica». Кроме того, в Лос-Анджелесе Эсса Пекка Салонен будет исполнять «Страсти по Симоне». Это философичное нерелигиозное произведение о мировоззрениях французского философа Симоны Вейля.
Мои произведения, конечно, всегда звучат по-разному, но я потрясена тем акустическим совершенным звучанием, которое я услышала здесь в Большом зале Петербургской филармонии. Моменты звучащей тишины немаловажны »
Кроме того, в программе концерта прозвучала Третья («Героическая») симфония Людвига ван Бетховена. В интерпретации Сакари Орамо произведение обрело новое рождение. Деликатное отношение к звуку, прозрачность общей оркестровой фактуры, завораживающие струнные, обволакивающая медь продемонстрировали музыканты Оркестра финского радио.
А в качестве «бисов» прозвучали миниатюры Яна Сибелиуса поэтичный «Грустный вальс» и идиллический ноктюрн из сюиты «Пир Валтасара». Нежные соло флейты гармонировали с колышущемся, подобно летнему ветерку, легкому аккомпанементу оркестра.
Петербургские гастроли Оркестра финского радио оставили неизгладимое и яркое впечатление на общественность, и стали еще одним знаковым событием музыкального сезона нашей страны.
>> Официальный сайт Кайи Саариахо (Kaija Saariaho official website)
>> Официальный сайт Ану Комси (Anu Komsi official website)