Мариинский театр по праву может считаться театром Прокофьева. Ибо на петербургской сцене представлено все творческое наследие российского композитора, как оперное, так и балетное. Масштабная эпопея «Война и мир» после шести лет забвения вчера в Мариинском открылся уникальный абонемент «Сергей Прокофьев. Избранное». В афише ближайших месяцев намечены знаковые постановки разных лет: опера «Игрок» в режиссуре Тимура Чхеидзе (в главной партии звезда мировой оперной сцены Владимир Галузин), а также оперы «Семен Котко», «Обручение в монастыре» и даже «Огненный ангел» в эпатажной режиссерской версии Дэвида Фримана. Из балетов можно будет увидеть «Ромео и Джульету» в хореографии Леонида Лавровского и «Золушку» в постановке Алексея Ратманского.
Возвращение спектакля Андрона Кончаловского «Война и мир», имевшего в свое время широкий резонанс у публики, можно считать одним из ярких событий сезона. После длительного перерыва эта внушительная постановка нисколько не утратила своей яркой образности. В 2000-м именно в партии Наташи Ростовой впервые завоевала международный успех Анна Нетребко. Американская пресса нарекла ее тогда «русской Одри Хепберн». С тех пора эта опера была показана на прославленных сценах мира, как в миланской Ла Скала и лондонском Ковент-Гарден, так и в нью-йоркской Метрополитен Опера. Причем в 2007-м американская публика особенно тепло приняла молодого баритона Алексея Маркова в роли Андрея Болконского. Именно он вчера и выступил в этой партии на первом после возобновления спектакле в ансамбле с Ириной Матаевой в роли Наташи Ростовой.
Андрон Кончаловский в своей режиссуре нередко использует чисто голливудские приемы в спектакле задействована гигантская массовка (около 200 человек), невероятная машинерия, сложные бутафорские конструкции, почти тысяча костюмов и 60 тонн декораций. Особенно впечатлили батальные сцены оперы. Оркестр во главе с Валерием Гергиевым звучал с присущей маэстро стихийной мощью.
Валерий Гергиев: «Очень здорово, что вернули эту работу здесь дома уже на сцену Мариинского театра. Я думаю, что этот спектакль с гораздо большей легкостью по техническим ресурсам нового театра, который мы сейчас строим, должен переезжать туда. Очень сложно в условиях старого театра собирать этот спектакль; это громадный, неподъемный почти спектакль. Но музыка Прокофьева обязательно должна звучать, сегодня мы открыли целый прокофьевский абонемент, который, как мне кажется, должен вызывать и уважение, и интерес, и встречи с любимыми артистами.
Это - патриотический спектакль у Прокофьева, он же писался в годы Второй мировой войны. Поэтому нельзя было не думать о событиях, оставлять Москву, писать оперу, когда Москва едва ли не была захвачена немцами. Это как раз то время, когда Прокофьев писал оперу, и я думаю, что особый какой-то и искренний прилив патриотизма сделал эту оперу не только еще более громоздким, огромным, мощным сочинением, но и в какой-то степени усложнил сценическую судьбу этого произведения. Почти никогда не удается услышать оперу в тех огромных размерах, параметрах, в которых она издана в партитуре, это почти невозможно »
В возобновленном спектакле помимо признанных корифеев Мариинского театра занято много молодежи. К примеру сегодня петербуржцы дважды услышат в главных партиях Карину Чепурнову и Анастасию Калагину, а также Владимира Мороза, Алексея Маркова, Алексея Стеблянко и Василия Герелло. В этой опере основную драматургическую нагрузку несут массовые сцены, безусловно, одним из главных героев всех трех спектаклей стал великолепный хор Мариинского театра.