Свой новый 80-ый юбилейный сезон вечером 19 октября в Московской консерватории открывает Большой симфонический оркестр имени Чайковского во главе с бессменным руководителем и главным дирижером Владимиром Федосеевым. В этом году оркестру предстоит множество концертных проектов, в числе которых продолжение серии нашумевших исторических концертов, абонементов «Легенды о любви» и «Музыка для всех» и многое другое. В преддверии этих событий маэстро Владимир Федосеев любезно согласился дать эксклюзивное интервью специально для радио «Орфей».
Владимир Иванович, я рад вас поздравить с открытием нового юбилейного сезона Большого симфонического оркестра. В этом году 80 лет, это уже значительная дата. Собственно, вы продолжаете активную концертную жизнь. Расскажите, пожалуйста, о важных проектах этого сезона.
Мы продолжаем удерживать наш абонемент общедоступный, что для нас является в одно и то же время прекрасным ощущением связей с людьми, которые имеют возможность купить билет и прийти, с другой стороны, мы несколько ограничены экономически, потому что нам никто в этом не помогает. В первый год помогла мэрия, ну и все на этом все закончилось. Ну ладно, что делать, сейчас, наверное, кризис Во всяком случае, мы обрели такое количество той аудитории, той публики, которая нуждается в духовном каком-то оплодотворении души, и мы это понимаем и будем до конца, пока мы можем, продолжать это.
Исторические концерты мы придумали именно в этот год, поскольку 80 лет. Это те исторические точки, или концерты, или время, которые отражаются на протяжении этих 80-ти лет. Здесь и репертуар первого руководителя Орлова, и репертуар, который играл Голованов, и Рождественский. Цикл исторических концертов также входит в программу, посвященную Свиридову.
Также мы продолжаем «Легенды о любви». К счастью, мы почувствовали то, что эта цикличность, она всегда привлекает больше людей. Они идут как бы «а что дальше?», «а что можно еще о любви услышать, узнать?». И вот это соединение великого слова с великой музыкой это сейчас в наше время, я думаю, самое интересное. Слово и музыка одновременно дают колоссальный результат. Сейчас был «Отелло» и Шекспир, была и восточная музыка, следующая у нас программа письма Малера к своей жене. Эти письма имеют особое историческое значение. И то же самое эти письма будут прочитаны наряду с музыкой из Пятой симфонии Малера, из Четвертой (фрагменты).
Дальше у нас, поскольку юбилей, мы делаем такой как бы центральный юбилейный концерт под названием «Глобус». То есть мы собираем друзей - музыкантов, прекрасных солистов со всего мира, и будут дирижировать тоже разные люди в общем, все те, кто имеют к нам отношение
Потом перед самым Новым годом мы даем концерт пригласили двух певцов лучших сейчас в Европе это Варгас и Крассимира Стоянова (сопрано). Собственно, много, много, много Сейчас мы едем в Вологду, тоже не забываем про это. Мы посетили и Пермь, и Великий Новгород, где мы почерпнули гигантское количество вот этих чувств людей, которые нуждаются в музыке. Москва это еще как бы не Россия, а вот города, которые находятся вдалеке от Москвы, там еще продолжает этот дух витать, и люди просто нуждаются в музыке. Cейчас мы едем в Вологду справлять юбилей Гаврилина, умершего несколько лет назад. И здесь мы даем этот же концерт, тоже со словом - его словом, с которым он в течение всей жизни обращался к людям, и доказывал силу народной песни и вообще хорошей музыки.
Символично, что и после Валерия Гаврилина у вас будет концерт, посвященный Свиридову. Это два композитора близких
Да, это одна линия, это продолжатели великой традиции русских классиков. Сейчас это, к сожалению, уже исчезло, и мы не знаем, где прервалась эта цепь, и очень сложно сейчас.
Свиридовская программа будет пересекается с есенинским словом. Можете сказать несколько слов о премьере «Отчалившей Руси» в версии для баритона?
Это была премьера несколько лет назад, еще, по-моему, в советское время, пел Хворостовский. Это вокально-фортепианный цикл, трагическое сочинение, конечно Но сейчас мы это восстановили, и именно норвежский композитор почувствовал музыку Свиридова, сродную его душе. Конечно, это норвежский композитор, тут тоже идет традиция от Грига и от норвежской музыки, от фольклора, от природы, от всего. Так же и у Свиридова две глыбы как бы сошлись в одном. И он (норвежский композитор) инструментовал эту «Отчалившую Русь», и мы сейчас сдаем ее как премьеру уже в оркестровом изложении.
Сегодня в музыке высокий исполнительский уровень потерян, люди потерялись, заблудились. Поэтому провинциальные города еще хранят это чувство, и они держат Россию, русский наш народ в каком-то приличном состоянии. Так что мы просто живем, я бы сказал, мы просто живем на острове. Вы знаете, такой остров без секьюрити, охраняем сами этот остров.
Но в то же время интерес к современной музыке не угасает?..
Обязательно, это невозможно! Надо обязательно делать выбор лучших сочинений, которые написаны в наши дни, искать, где есть традиции, где новый какой-то импульс У нас целый цикл будет «Шаг в XXI век» - вот там будут сочинения, написанные недавно. Продолжение композиторской школы есть
Замечательно, что вы привлекаете и юную аудиторию, потому что дети нуждаются в этом.
Они такие искренние! Они сразу активно участвуют, и вопросы задают, такие интересные, значит, они что-то знают уже. В наш этот цикл в очереди устраиваются, записываются за некоторое время до того, чтобы попасть. И это прекрасно это ведь наше будущее!..
А вечером 19 октября в рамках общедоступного абонемента «Музыка для всех» в Большом зале консерватории маэстро Владимир Федосеев представит романтическую программу из музыки австро-немецких классиков: увертюры к операм Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Риенци», а также оркестровку Малера знаменитого квартета Шуберта «Смерть и девушка». Кроме того, прозвучат избранные песни Франца Шуберта в непревзойденном исполнении австрийского бас-баритона Бенно Шоллума. Запись этого концерта можно будет услышать на волнах радио «Орфей» 3 ноября в программе «Концертный зал».
>> Официальный сайт Владимира Федосеева
>> Официальный сайт Большого симфонического оркестра им. Чайковского