Российский национальный оркестр, один из главных коллективов страны, открыл вчера свой новый сезон в Концертном зале им. Чайковского. После успешного осеннего Большого фестиваля нового проекта РНО на сцене Большого театра, Михаил Плетнев, художественный руководитель и главный дирижер оркестра выбрал для программы очередного московского выступления романтическую классику Первый виолончельный концерт Камиля Сен-Санса и последнюю Девятую симфонию Франца Шуберта.
В Первом виолончельном концерте французского композитора Камиля Сен-Санса солировал прославленный российский виолончелист Александр Рудин. Примечательно и то, что почти десять лет назад это сочинение исполнял Мстислав Ростропович совместно с Российским национальным оркестром под управлением Пааво Берглунда Это было одно из последних выступлений маэстро Ростроповича в нашей стране. Для Александра Рудина памятны творческие встречи с выдающимся российским музыкантом:
«В моей практике был аккомпанемент для Ростроповича этого концерта. Но у меня было с ним сотрудничество и в качестве солиста он очень интересно его тоже трактовал уже в 80-летнем возрасте и, тем не менее, это было очень свежо и легко. Действительно, замечательный концерт классичный, с одной стороны, и какой-то очень юношеский, задорный, романтичный и теплый, прекрасно написанный, как и вообще вся музыка Сен-Санса, очень благородно. Он, конечно, такой очень юношеский, может быть, в моем возрасте надо заканчивать играть такие сочинения. Но поскольку было предложение со стороны Российского национального оркестра и в особенности его руководителя Михаила Плетнева сыграть в их выступлении концерт Сен-Санса, я, конечно же, ни минуты не сомневался, потому что играть с Плетневым и с его оркестром получается не так уж часто, и это всегда очень большое удовольствие».
Проникновенное лирическое звучание виолончели Александра Рудина, ажурное сплетение музыкальных фраз, нежный аккомпанемент оркестра, ведомого Михаилом Плетневым, тщательно выверенная отделка всех деталей партитуры и, наконец, совершенное чувство стиля и формы все это можно было услышать в игре столичных музыкантов.
Венцом программы стала последняя Девятая симфония Франца Шуберта. Надо сказать, что Шуберт один из близких Плетневу композиторов. В прошлом сезоне российский маэстро представлял монографическую программу из сочинений австрийского классика. Каждый раз, заново открывая партитуры Франца Шуберта, Плетнев естественным образом достигает особых романтических длиннот и божественных звучаний. В очередной раз музицировать с Российским национальным оркестром для артиста было большим интеллектуальным наслаждением.
Концертмейстер Российского национального оркестра, Народный артист России, скрипач Алексей Бруни единогласен с Михаилом Плетневым правильным выбором последней шубертовской симфонии для программы концерта:
«Иногда достаточно трудно ответить, ну а почему не Шуберт, скажем. Изумительная музыка, чрезвычайно трудная в интерпретационном отношении, огромный масштаб, зато какая духовная высота. Мне кажется, что Плетнев вообще очень любит такие сочинения - чем они труднее по осмыслению, по масштабу, тем он охотнее за них берется и тем с большей легкостью разрешает эти творческие задачи.
В каком-то смысле это лакмусовая бумажка, потому что здесь очень все ясно, прозрачно, и здесь должно быть очень четкое понимание задач, которые стоят перед каждым музыкантом. Все должны очень хорошо слышать, что происходит в музыке и что надо в каждый данный момент делать. Кроме того, нужно находить какое-то очень большое разнообразие тембров, разнообразие характеров, а также выстраивать очень длинные линии, без которых музыка здесь вообще разваливается »
Следующее выступление Российского национального оркестра состоится в Концертном зале им. Чайковского 17 октября с роскошной программой из музыки французских импрессионистов Мариса Равеля и Клода Дебюсси выступит один из харизматичных молодых дирижеров нового поколения, музыкальный руководитель Ливерпульского филармонического оркестра Василий Петренко. Несомненно, встреча с малознакомым для Москвы маэстро станет настоящим откровением, как для музыкантов, так и для публики.