Открытие 227-го сезона для Мариинского театра оказалось таким же экстремально насыщенным, как и любые другие гигантские проекты Валерия Гергиева. После "Иоланты" Чайковского  спустя день следовало концертное исполнение оперной дилогии Гектора Берлиоза «Троянцы». Пятичасовое действо, продолжавшееся на сцене Концертного зала Мариинского театра, сменилось на следующий день еще более стратегическими проектами, один из которых – презентация нового органа.

После концерта оркестра Мариинского театра с участием пианиста Владимира Фельцмана и маэстро Гергиева следовала церемония открытия французского инструмента. Ради такого случая в Санкт-Петербург пожаловали: основатель французской органной фирмы господин Даниэль Керн, главный органист собора Святого Петра в Париже, профессор  Филипп Саваж, а также российские органисты – Народный артист Татарстана, ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин (ему первому была предоставлена честь играть на новом инструменте) и главный органист Мариинского театра Олег Киняев.

Олег Киняев: «Органных школ в Европе довольно много, они – национальные. Франция отличается от немецкой школы, Испания также, Португалия, Англия… Дело в том, что орган развивался на протяжении многих веков. Были периоды, когда не общались страны, и развивалась своя техника, своя интонация, своя даже технология. Потом были периоды, когда объединялось все.  Орган Керна интересен тем, что он из такого региона, где встречаются две культуры – немцы с французами. Это сплав, который позволяет иметь универсальный орган, не теряя лица, потому что в ХХ веке органостроительные фирмы в Европе стремились к универсальности, так чтобы можно было играть Баха, Кабесона, Мессиана. Но это невозможно, поэтому все было стерто, и терялось лицо инструмента. А здесь сама природа помогла…»

Решение об изготовлении духового органа специально для Концертного зала было принято еще в декабре 2008 года. Работы по установке проводила страсбургская фирма «Даниэль Керн». Она была основана в 1953 году отцом Даниэля Керна Альфредом Керном. На счету этой организации уже более ста отреставрированных и вновь созданных органов. В нашей стране отныне существует два французских инструмента – в Большом зале Московской консерватории (орган фирмы «Кавайе-Коль») и вот теперь в Концертном зале Мариинского театра.

Одной из основных задач проекта была возможность гармонично вписать в роскошный интерьер зала этот внушительный по своим размерам инструмент. И надо признать, специалистам это удалось. Нельзя не упомянуть и о сложных конструктивных расчетах – была спроектирована и подготовлена специальная инженерная инфраструктура под духовой орган. Новый инструмент состоит из сорока регистров. По достоинству оценить звучание «короля музыкальных инструментов» публике еще предстоит. А для презентационного концерта устроители выбрали программу из сочинений Баха, Куперена, Мусоргского, Лефебюра-Вели и Юлиуса Ройбке. Его сложнейшую до минорную сонату исполнил Олег Киняев.

Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев предполагает включить целый абонемент органных концертов:

«Можно говорить о том, что это большая удача – инструмент звучит богато, очень интересно, наверное, у него большое будущее. Мы постараемся организовать так жизнь в этом зале, чтобы серии органных концертов стали традиционными. Я уверен, что в Петербурге есть публика, которая ждет этих серий. Мы будем приглашать мастеров, которые предложат самые разнообразные программы, конечно, классику, конечно, Баха, но в том числе и программы с произведениями классиков ХХ столетия, например, Мессиана. Мне кажется, что это будет очень интересно, тем более, что орган изготовлен французским мастером. Те краски, которых добивается Мессиан, могут заворожить – забываешь обо всем. Думаю, что нас ждут открытия в этом плане. Мы очень благодарны всем, кто сделал это возможным, прежде всего, государству за поддержку…»

Французский органист Филипп Саваж, мастер импровизаций специально прилетел в Санкт-Петербург участвовать в концерте-презентации. С 1989 года Саваж - приемник Лоика Малье и Жана-Клода Анри на месте органиста в соборе Святого Петра  в Нейли-на-Сене.

Филипп Саваж: «Основная особенность этого органа, прежде всего в том, что он идеально подходит этому залу, прекрасно соответствует и сольному, и оркестровому звучанию. У этого инструмента масса возможностей для имитаций духовых инструментов. Мне очень нравится его тонкое и рафинированное звучание. Все это очень близко, как для немецкой, так и для французской музыки. Особая благодарность – Валерию Гергиеву за интерес к органной культуре.

Импровизация на органе – это особая французская специфика, здесь необходимо сочетание множества факторов. Во Франции учат импровизации как особому предмету, в частности, я являюсь профессором импровизации».

Филипп Саваж гениально исполнил импровизацию на свободную тему.

Ближайшие вечера органной музыки в Концертном зале Мариинского театра запланированы на 5, 9, 23 и 29 ноября. Имена исполнителей пока держатся в секрете. Ну а творческая жизнь коллектива Мариинского театра продолжает набирать обороты…

 

>> Работы по монтажу органа (видео)

>> Репортаж Виктора Александрова об открытии 227-го сезона в Мариинском театре

 

Вернуться к списку новостей