Актуальный художник о своем проекте "Москва. ЦУМ" в рамках III Московской биеннале современного искусства, о специфике отечественного перформанса и о метафизике русского искусства вообще...
« Западный перформанс представляет собой некий социальный протест - это всегда некоммерческое искусство, восстающее против буржуазности и попыток все превратить в товар. Западный перформанс - это неэстетическое действие, это действие за пределами искусства. Его можно рассматривать как действие не искусства, либо как действие, которое выше искусства. Он не оставляет продукта, а значит и спекулировать здесь нечем. Русское искусство иное - оно очень часто социальное по форме, но абсолютно мифопоэтическое по своему содержанию. В нем попытка вообще понять, есть ли смысл в этой жизни.
Мне показалось, что это очень интересное ощущение от русского искусства - стремление заниматься некой спиритуальной деятельностью, попытка обрести первоначальный космос и смысл. Западный художник понимает структуру мира, и он разрабатывает какой-то фрагмент. Русский художник должен разрабатывать всю систему, он ощущает некую такую зазеркальность. Мы больше похожи на каких-то юродивых, а не на художников. Концепция немного размытая, действие всегда незаконченное, непонятно как оно начинается, где заканчивается
Перформанс это такая вещь, либо она вечно жива, либо она сразу мертвая. Есть ощущение, которое, конечно, можно испортить, но ощущение испортиться потом. Перформанс это вещь бессмертная, неубиваемая. У меня перед глазами встала картина: разные виды человеческого действия, какие-то из них может быть абсурдные, но все они как бы живые реально, при этом вкладывая сюда смысл не социального протеста, не какого-то жесткого диалога с обществом, не выход за границы, а наоборот смысл найти какие-то границы, вообще понять, что же действительно происходит
Затем появилась идея - если по содержанию это не является социальным протестом, значит, следовательно, это обладает эстетикой. Ведь западный перформанс антиэстетичен, потому что он выступает против буржуазных ценностей, против коммерциализации искусства. Русский перформанс он не антиэстетичен, он просто не обрел эстетику, но он глубоко взывает к ней. Эстетика здесь понимается не просто как красота, а как некая форма взаимоотношений света, тени, формы, орнамента
...Мне представился мой проект как единый перформанс, который не имеет начала и не имеет конца, который в России длится постоянно. Я вспомнил Протопопа Аввакума, мавзолей Ленина, многие абсурдные советские действа. Люди смотрят на наше общество, как на ненормальное, очень странное, с постоянными «закидонами» и диспропорциями. На самом деле они смотрят на художника это художник у нас ненормальный. И так смотрят они друг на друга, и думают: то ли художников изменить, что бы общество исправилось, то ли общество исправить, что бы художника изменило. Кто виноват? А никто не виноват! Это уникальная ситуация в России, которая находится на стыке двух глобальных идей восточного понимания мира и западного. Глубинная философия Востока она тебя ровняет, ты практически становишься ничем. И западная философия ты наоборот максимально концентрируешься, собираешься и становишься некой высшей силой. В России есть очень большая территория, которая испытывает влияния и отсюда, и оттуда. Начинается такая шизофрения ты можешь стать либо всем, либо ничем
...Наша идея состояла в том, чтобы сделать по форме все перформансы одинаковыми, тогда бы на поверхность вылезла сакральная работа каждого из художников а это везде какая-то проблема, поиски истины, которые были как-то неудовлетворенны, которые натолкнулись на некие внутренние препятствия. Люди занимаются искусством и эстетикой, но разговор, основной посыл идет как бы из другого мира. Я посмотрел на перформативных деятелей именно с точки зрения их поиска смысла. Я представил себе, что в таком пространственном лабиринте ты встречаешь этих людей, которые делают больно, говорят жесткие вещи, создают радикальные образы
Искусство ведет к тому, что бы понимать немного жизнь со стороны. В нашем проекте мы разворачиваем пространственную литургию, где акцент делается на слове «пространство». Это дело, которое совершается сложением творческих усилий; начиная проект, непонятно чем он закончиться. Конечно, есть перформанс, есть некие пространственные решения, но самое важное в том, склеится ли это все в одно пространство? Испытают ли люди некое преображение от увиденного? Пройдя цепь неких трансформаций и переживаний, выйдут ли они другими? Представьте, если вы увидите в тенях себя со стороны. Это очень странное ощущение кто это? что это? кто ты такой? Здесь многие люди столкнуться с этим ощущением. А те люди, которые никогда не знали о перформансе, ощутят большой театр теней, в котором слышны современные голоса. Они волей неволей почувствуют дух перформанса. Им уже легче будет, как мне кажется, воспринимать в будущем всю жизнь в перформансе».