В Москве официально стартовала третья Биеннале современного искусства – событие весьма далекое от области чистой музыки, тем не менее слишком яркое и значимое для культурной жизни столицы, что бы обойти его стороной. В поисках шедевров тут бродить не приходится. Вообще, чем больше бродишь, тем яснее осознаешь, что шедевр в искусстве, тем более в современном – явление чрезвычайной редкости. Однако именно благодаря таким масштабным художественным форумам обнаруживается, что практически любая эстетическая идея, существующая на уровне мысли – потенциальный шедевр. Иными словами, всякий художественный замысел имеет потенциал на то, что бы преобразоваться в совершенную материю. И тут как раз возникает конфликт между безграничным воображением и воплощением его идей в ограниченном материальном мире. Пожалуй, именно в этом конфликте заключается единичность такого явления как шедевр. 

 

Фотограф Антон Белицкий

 

В актуальном искусстве как будто вовсе не ставится задачи решать данный конфликт, либо, что кажется вернее, подменяя красоту концептуальностью, современные художники зачастую скрывают свою несостоятельность решить его в принципе. И дело тут не в дерзкой эпатажности многих идей, а именно в их одиозном воплощении. А всякого рода форумы современного искусства становятся показательными выставками того, что в большинстве случаев это действительно так. Вот и на нынешней Московской биеннале ярким примером тому стал нашумевший и сверх ожидаемый проект отечественного художника Олега Кулика.

Проект позиционировался как медитация на сакральные темы современного московского искусства 70-90-х годов. Сам автор определял его еще более поэтично – пространственной литургией. Вообще, о проекте очень много было сказано заранее, даже, пожалуй, слишком. Задолго до открытия выставки идеалистическое представление о ней уже было сформировано в умах благодаря многочисленным материалам СМИ. Олег Кулик не скрывал ничего – ни закулисные процессы создания инсталляции, ни ее сюжетную основу. Иначе как стратегической ошибкой это и не назовешь. И дело не в том, что эффект пленительной неизвестности был смазан, а в том, что публике был дан образ будущей инсталляции – вполне конкретный и вполне понятный. В конечном итоге все ждали не того - что это будет, а как это будет. Тем сильнее было разочарование от увиденного – манящий образ, столь долгое время витавший в воздухе, имел мало общего с конечным результатом.

 

Фотограф Антон Белицкий

 

А ведь идея была блистательная - стильная, в духе современной эстетики – сделать перформанс в тенях на сюжеты наиболее ярких акционных событий в отечественном искусстве за прошедшие десятилетия. В теле это должно было представлять некий лабиринт, образованный экранами, на которые бы проецировались видеоряды в тенях. В общем-то, все так и получилось, только ни стильности, ни обещанной Куликом сакральности инсталляция не обнаружила. Трудно сказать, что же в конечном итоге заставило авторов выстроить белые тени на сером фоне и завесить все это шматами блестящей пленки. В итоге – полная утрата контраста, пропорции и формы. Появляющиеся в сюжетах изображения предстают в худших своих деформациях. Пространство, которое по авторскому замыслу было призвано раскрыться в своей сакральной сути, ради которого, собственно, и была задумана экспозиция, потеряно вовсе. А надо отметить, что пространство под инсталляцию было отведено поистине шикарное – 4000 кв. метров четвертого и пятого этажей московского ЦУМа. Организовано оно, однако, также нелепо, как и подано: расположенные слишком близко друг к другу экраны с видеорядами своими гранями, как оказалось, образовывают тяжеловесные прямоугольные объемы, внутри которых, по-видимому, скрываются проекторы, а заодно и кубометры драгоценного пространства. Ощутимо не хватает и обзора – в попытке сконцентрироваться на одном из сюжетов то и дело норовишь наткнуться спиной на противоположный экран, действие на котором в свою очередь тоже кто-то пытается наблюдать. Звучит парадоксально, но именно пространства и воздуха не хватает в «Пространственной литургии» Олега Кулика.

 

Фотограф Антон Белицкий

 

Инсталляция получилась рыхлая и печальным образом гнетущая, благодаря своей пленочной эстетике чем-то напоминающая грандиозную теплицу. И дело тут в элементарном отсутствии качественного подхода. Какими бы эстетическими (или антиэстетическими) целями не задавался художник, воплощать их приходится в материальном мире. Любая материя обладает уникальными свойствами, их сочетание и есть подлинный арт. Сотвори Леонардо да Винчи свою «Мону Лизу» темперой, и она никогда не стала бы тем шедевром, который мы знаем. А дело, казалось бы, всего лишь в выборе краски…

Между тем за безвкусной и небрежной реализацией «Пространственной литургии» Олега Кулика чувствуется первоначальная идея - перформанс в тенях – задумка, представляющаяся очень красивой именно в минималистской эстетике, обусловленной самой природой тени. Замысел в своем роде инновационный, но что интереснее – очень актуальный для перформанса, именно как для вида современного искусства, в том смысле, что раскрывает перформанс в неком новом качестве. Здесь явно чувствуется уход от конкретики – тенденция, надо заметить,  довольно характерная для сегодняшнего искусства.  Зрителю предлагается не определенный художественный образ, а его тень, обладателя которой он может конструировать в своем мозгу сам.  

 

Фотограф Антон Белицкий

 

Олег Кулик как мыслитель гораздо сильнее, чем художник. Постоянно озадачивая себя духовной практикой, он сформировал собственное понимание не только современного искусства, но и жизни. Когда он говорит о создании сверх мощного сакрального пространства, пройдя через которое, выходишь обновленным, ему не веришь. Звучит это не только не убедительно, но и чересчур пафосно. Когда же он рассуждает о метафизической специфике российского искусства, это заинтересовывает и, по меньшей мере, заставляет задуматься. Искусство, как средство осмысления жизни – вот, пожалуй, ключевая идея художника Кулика. Об этом он пытался рассказать и на пресс-конференции, предшествовавшей открытию выставки в ЦУМе. Однако собравшихся представителей СМИ гораздо больше интересовала непосредственно инсталляция, нежели духовные мотивации к ее созданию. Расписав ее детально в своих анонсах, они совершенно забыли сказать о том, что же скрывается за блестящей пленкой.

 

Фотограф Антон Белицкий

 

Инсталляция Олега Кулика в рамках III Московской биеннале современного искусства продлится до 25 октября. Выставку посетить стоит хотя бы потому, что бы открыть для себя новое выставочное пространство «ЦУМ Art Foundation». Основанное в мае 2009 года, оно было задумано специально для поддержки некоммерческих проектов в сфере современного искусства. В дальнейшем «ЦУМ Art Foundation» планирует продолжать и всячески развивать свою экспозиционную деятельность. Сам факт появления новой выставочной площадки в Москве необычайно ценен для города. А современное и стильное пространство «ЦУМ Art Foundation», расположившееся на территории самого популярного торгового дома Москвы, непременно станет еще одним культурным центром столицы.

 

Ссылки по теме:

>> Официальный сайт III Московской биеннале современного искусства

>> Официальный сайт ЦУМа

 

Материалы по теме:

>> Фоторепортаж с открытия проекта "Москва. ЦУМ" Олега Кулика в рамках III Московской биеннале современного искусства

>> Олег Кулик – прямая речь: «Какой абсурд эта жизнь!»

>> Олег Кулик о постановке оперы Клаудио Монтеверди "Вечерня Девы Марии" в парижском театре Шатле (интервью с автором)

>> "Биеннале музыкальная" - обзор перформансов, звуковых инсталляций и медиапроектов в рамках Московской биеннале современного искусства

 

Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"

Вернуться к списку новостей