15 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится 9-й концерт цикла «Современная польская музыка». Солисты ансамбля «Студия новой музыки» под управлением Владимира Тарнопольского исполнят произведения польского композитора Богуслава Шеффера.
В этом году композитору исполняется 80 лет. Его юбилей широко отмечается во всех странах Европы. Московский концерт, составленный из камерных сочинений Шеффера разных лет, станет данью уважения выдающемуся польскому композитору, драматургу и просветителю. Прозвучат Струнный квартет №16 (2006), Квинтет для флейты, гобоя, скрипки, виолончели и фортепиано (2007), Концерт для арфы и камерного оркестра (2008). Дирижер - Игорь Дронов.
Богуслав Шеффер одна из наиболее значимых в польском искусстве ХХ века фигур. Однако, для слушателей вне Польши он пребывает в тени своих выдающихся ровесников и соотечественников Пендерецкого, Гурецкого, Котоньского. Хотя по его вкладу в польскую культуру, он должен стоять едва ли не первым в этом списке. Его неутомимая, кипучая просветительская деятельность, продолжавшаяся многие годы, сыграла колоссальную роль в распространении идей новой музыки не только в Польше, но и далеко за ее пределами, в частности, в бывшем СССР. Его книги о новой музыке открыли для музыкантов и любителей Восточной Европы современные звуковые миры Запада задолго до того, как открылся сам Запад. При этом Шеффер, ищущий нового и только нового, часто опережал своих западных коллег. С лихорадочной быстротой испробовав все имеющиеся достижения западного авангарда от джазового «третьего течения» до утонченной сонористики и электроники, Шеффер углубляется в область поисков, созвучных Кейджу и композиторам направления «флюксус». С середины 60-х годов, после создания первого польского хэппенинга, композитор все более углубляется в область театра и сочиняет более сорока авангардных пьес, представляющих жанр «музыки для актеров». С тех пор театр и музыка в его творчестве сплетаются в органичное целое. Обращаясь к более традиционному для музыки языку в последние годы, Шеффер все равно остается верен неразрывной связи музыки и жеста.