«Отец новой немецкой музыки», «самый выдающийся музыкант своего века», «радость чужих краев, свет Германии», - так называли современники Генриха Шютца, великого немецкого композитора добаховской эпохи. Вскоре после смерти Шютца его искусство было надолго забыто, и лишь в ХХ веке оно стало, подобно творчеству К. Монтеверди и Г. Пёрселла, неотъемлемым достоянием духовной культуры человечества.
Генрих Шютц родился 14 октября 1585 года. Более чем полувековой его творческий путь распадается на три периода. Первый из них (1611-1628) свидетельствует о плодотворном развитии композитором ренессансной полифонической и протестантской хоральной традиции («Итальянские мадригалы», «Священные песнопения», «Беккеровская псалтырь»), о первых высокоталантливых шагах в концертной, музыкально-драматической и жанровой сферах («Псалмы Давида», «История Воскресения Христова», опера "Дафна"). Второй этап творческой эволюции композитора (1629-1656) характеризуется самобытным освоением возникшего в Италии на рубеже XYI-XYII веков стиля драматизированной монодии с инструментальным сопровождением (евангельская история «Семь слов», балеты с пением «Орфей и Эвридика», «Парис и Елена») и органичным соединением принципов монодического и полифонического письма («Священные симфонии», «Маленькие духовные концерты»). Третий период творчества (1657-1671) обобщает основные тенденции предшествующих, отличаясь еще более прочной опорой на ренессансные и национально-протестанские традиции («12 духовных песнопений», пассионы «Страсти по Луке», « по Иоанну» и « по Матфею»). Среди поздних произведений своим новаторским обликом выделяется «История Рождества Христова», названная выдающимся немецким музыковедом А. Шерингом "Первой немецкой ораторией".
Готическая стройность нидерландской полифонии и яркая живописность итальянского хорового письма, суровая простота протестантского хорала и динамическая напряженность нового концертирующего стиля, архаика средневековой псалмодии и «взволнованная» патетика оперы Все это теснейшим образом переплелось в творчестве Шютца, который не оставил без внимания почти ни один из бытующих жанров эпохи, и как опытный музыкант-практик, руководивший крупнейшими капеллами Западной Европы, постоянно экспериментировал во многих областях музыкального искусства. Опера, балет, пассионы, «истории», мадригалы, мотеты, вокально-инструментальные концерты, духовные песни таков самый беглый перечень созданного великим мастером.