В Москве официально стартовала третья Биеннале современного искусства событие весьма далекое от области чистой музыки, тем не менее слишком яркое и значимое для культурной жизни столицы, что бы обойти его стороной. В поисках шедевров тут бродить не приходится. Вообще, чем больше бродишь, тем яснее осознаешь, что шедевр в искусстве, тем более в современном явление чрезвычайной редкости. Однако именно благодаря таким масштабным художественным форумам обнаруживается, что практически любая эстетическая идея, существующая на уровне мысли потенциальный шедевр. Иными словами, всякий художественный замысел имеет потенциал на то, что бы преобразоваться в совершенную материю. И тут как раз возникает конфликт между безграничным воображением и воплощением его идей в ограниченном материальном мире. Пожалуй, именно в этом конфликте заключается единичность такого явления как шедевр.
В актуальном искусстве как будто вовсе не ставится задачи решать данный конфликт, либо, что кажется вернее, подменяя красоту концептуальностью, современные художники зачастую скрывают свою несостоятельность решить его в принципе. И дело тут не в дерзкой эпатажности многих идей, а именно в их одиозном воплощении. А всякого рода форумы современного искусства становятся показательными выставками того, что в большинстве случаев это действительно так. Вот и на нынешней Московской биеннале ярким примером тому стал нашумевший и сверх ожидаемый проект отечественного художника Олега Кулика.
Проект позиционировался как медитация на сакральные темы современного московского искусства 70-90-х годов. Сам автор определял его еще более поэтично пространственной литургией. Вообще, о проекте очень много было сказано заранее, даже, пожалуй, слишком. Задолго до открытия выставки идеалистическое представление о ней уже было сформировано в умах благодаря многочисленным материалам СМИ. Олег Кулик не скрывал ничего ни закулисные процессы создания инсталляции, ни ее сюжетную основу. Иначе как стратегической ошибкой это и не назовешь. И дело не в том, что эффект пленительной неизвестности был смазан, а в том, что публике был дан образ будущей инсталляции вполне конкретный и вполне понятный. В конечном итоге все ждали не того - что это будет, а как это будет. Тем сильнее было разочарование от увиденного манящий образ, столь долгое время витавший в воздухе, имел мало общего с конечным результатом.
А ведь идея была блистательная - стильная, в духе современной эстетики сделать перформанс в тенях на сюжеты наиболее ярких акционных событий в отечественном искусстве за прошедшие десятилетия. В теле это должно было представлять некий лабиринт, образованный экранами, на которые бы проецировались видеоряды в тенях. В общем-то, все так и получилось, только ни стильности, ни обещанной Куликом сакральности инсталляция не обнаружила. Трудно сказать, что же в конечном итоге заставило авторов выстроить белые тени на сером фоне и завесить все это шматами блестящей пленки. В итоге полная утрата контраста, пропорции и формы. Появляющиеся в сюжетах изображения предстают в худших своих деформациях. Пространство, которое по авторскому замыслу было призвано раскрыться в своей сакральной сути, ради которого, собственно, и была задумана экспозиция, потеряно вовсе. А надо отметить, что пространство под инсталляцию было отведено поистине шикарное 4000 кв. метров четвертого и пятого этажей московского ЦУМа. Организовано оно, однако, также нелепо, как и подано: расположенные слишком близко друг к другу экраны с видеорядами своими гранями, как оказалось, образовывают тяжеловесные прямоугольные объемы, внутри которых, по-видимому, скрываются проекторы, а заодно и кубометры драгоценного пространства. Ощутимо не хватает и обзора в попытке сконцентрироваться на одном из сюжетов то и дело норовишь наткнуться спиной на противоположный экран, действие на котором в свою очередь тоже кто-то пытается наблюдать. Звучит парадоксально, но именно пространства и воздуха не хватает в «Пространственной литургии» Олега Кулика.
Инсталляция получилась рыхлая и печальным образом гнетущая, благодаря своей пленочной эстетике чем-то напоминающая грандиозную теплицу. И дело тут в элементарном отсутствии качественного подхода. Какими бы эстетическими (или антиэстетическими) целями не задавался художник, воплощать их приходится в материальном мире. Любая материя обладает уникальными свойствами, их сочетание и есть подлинный арт. Сотвори Леонардо да Винчи свою «Мону Лизу» темперой, и она никогда не стала бы тем шедевром, который мы знаем. А дело, казалось бы, всего лишь в выборе краски
Между тем за безвкусной и небрежной реализацией «Пространственной литургии» Олега Кулика чувствуется первоначальная идея - перформанс в тенях задумка, представляющаяся очень красивой именно в минималистской эстетике, обусловленной самой природой тени. Замысел в своем роде инновационный, но что интереснее очень актуальный для перформанса, именно как для вида современного искусства, в том смысле, что раскрывает перформанс в неком новом качестве. Здесь явно чувствуется уход от конкретики тенденция, надо заметить, довольно характерная для сегодняшнего искусства. Зрителю предлагается не определенный художественный образ, а его тень, обладателя которой он может конструировать в своем мозгу сам.
Олег Кулик как мыслитель гораздо сильнее, чем художник. Постоянно озадачивая себя духовной практикой, он сформировал собственное понимание не только современного искусства, но и жизни. Когда он говорит о создании сверх мощного сакрального пространства, пройдя через которое, выходишь обновленным, ему не веришь. Звучит это не только не убедительно, но и чересчур пафосно. Когда же он рассуждает о метафизической специфике российского искусства, это заинтересовывает и, по меньшей мере, заставляет задуматься. Искусство, как средство осмысления жизни вот, пожалуй, ключевая идея художника Кулика. Об этом он пытался рассказать и на пресс-конференции, предшествовавшей открытию выставки в ЦУМе. Однако собравшихся представителей СМИ гораздо больше интересовала непосредственно инсталляция, нежели духовные мотивации к ее созданию. Расписав ее детально в своих анонсах, они совершенно забыли сказать о том, что же скрывается за блестящей пленкой.
Инсталляция Олега Кулика в рамках III Московской биеннале современного искусства продлится до 25 октября. Выставку посетить стоит хотя бы потому, что бы открыть для себя новое выставочное пространство «ЦУМ Art Foundation». Основанное в мае 2009 года, оно было задумано специально для поддержки некоммерческих проектов в сфере современного искусства. В дальнейшем «ЦУМ Art Foundation» планирует продолжать и всячески развивать свою экспозиционную деятельность. Сам факт появления новой выставочной площадки в Москве необычайно ценен для города. А современное и стильное пространство «ЦУМ Art Foundation», расположившееся на территории самого популярного торгового дома Москвы, непременно станет еще одним культурным центром столицы.
Ссылки по теме:
>> Официальный сайт III Московской биеннале современного искусства
Материалы по теме:
>> Олег Кулик прямая речь: «Какой абсурд эта жизнь!»
Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"