В Берлине в эти дни царит настоящий музыкальный праздник. 14 оркестров из Германии, Нидерландов, Англии и Америки, более двух десятков инструменталистов, три хора и пять ансамблей специально задействованы в программах Musikfest Berlin. Этот форум является частью ежегодного, культурного марафона Berliner Festspiele, который охватывает несколько сфер искусства академическую музыку, джаз и литературу.
Надо сказать, что Musikfest Berlin имеет серьезную репутацию как в Германии, так и в других европейских странах, прежде всего по своему статусу, и уровню музыкальных пристрастий. Сейчас в Европе происходит много фестивалей: Зальцбургский, Люцернский, Эдинбургский, знаменитый лондонский BBC Proms. В Германии в эти дни главные музыкальные центры Берлин (фестиваль Musikfest) и Бонн (там в самом разгаре Бетховенский фестиваль). Концерты Musikfest Berlin проходят на двух филармонических площадках Берлина: концертном зале филармонии и Концертхаусе.
Пятый фестиваль поражает своей универсальностью и закономерной концепцией выбора программ. В течение трех недель в столице Германии прозвучит рекордное количество академической музыки. Предпочтение отдано трем композиторам: Йозефу Гайдну, 200-летие со дня смерти которого вспоминают в этом году, Дмитрию Шостаковичу, и мэтру французского авангарда Янису Ксенакису.
Одиннадцать симфоний Дмитрия Шостаковича прозвучат в интерпретации выдающихся дирижеров современности: Мариса Янсонса, Валерия Гергиева, Бернарда Хайтинка, Владимира Ашкенази, Саймона Рэттла, Андреса Нельсонса, Густаво Дудамеля, Дэвида Робертсона и Джонатана Нотта. Примечательно и то, что сразу три наших дирижера Янсонс, Гергиев и Ашкенази признаны лучшими интерпретаторами симфонических полотен Шостаковича. Справедливо замечание Валерия Гергиева о новом прочтении симфоний Шостаковича: «Его симфонии нечто большее, чем политическое заявление. Пришло самое время осознать фигуру российского композитора как признанного классика ушедшей тоталитарной эпохи».
Художественный руководитель фестиваля Винрих Хопп целенаправленно сделал ставку на эти композиторские имена, аргументируя общую составляющую взаимодействие музыкальных пространств. Как может в одном концерте звучать музыка сразу нескольких столетий?
Винрих Хопп: «В 2008 году устремления фестиваля были направлены в небесную сферу, а сейчас в земную. Произведения прошлого фестиваля «Чаю Воскресение из Мертвых» Мессиана и «Группы» Штокхаузена выражали идею Вознесения. Теперь настало самое время вспомнить о земных событиях. На концерте английского оркестра BBC Дэвид Робертсон представлял 9-ю симфонию Шостаковича - произведение, которое кажется даже сегодня жутко зловещим на окончание Второй Мировой Войны. Музыкальное содержание здесь отнюдь не исчерпывается победным апофеозом. Напротив, в музыке главенствует саркастический смех, прощание с ужасами той глобальной войны. В этом отношении новаторские сочинения Яниса Ксенакиса представляют антично-архаичный комментарий современных событий. С этими ритуально обостренными монументальными работами мы действительно обнаруживаем себя самих на границе между Землей и неким мифологическим местом Смерти («Ais» - «Царство мертвых»). На концерте оркестра BBC оба сочинения Ксенакиса («Ais» и «Nomos gamma») пересеклись с мрачной тональной симфонической картиной «Остров мертвых» Рахманинова, навеянной трагическими образами Беклина. Мы так и хотели начать наш фестиваль с этакой «закрутки», подобно раскатам грома. В произведениях Ксенакиса музыканты оркестра сидели на сцене, внутри зала, вокруг публики. О такой оркестровой рассадке всегда мечтал Берлиоз. Нынешняя фестивальная программа во многом обязана книге английского историка Эрика Хобсбаума «Эпоха крайностей: Короткий двадцатый век». Автор акцентирует внимание читателей на событиях Первой Мировой Войны, распаде Советской империи и падением 20 лет назад железного занавеса, который разделял Европу. Музыка Шостаковича и Ксенакиса сердцевина 5-го фестиваля Musikfest Berlin - яркое тому подтверждение. В произведениях этих двух композиторов заключен опыт уничтожения Европы, и в то же время попытка осознания произошедшего. Янис Ксенакис когда-то привел очень интересную мысль: «Существует множество монстров. Но ничто из них не является более страшным, чем сам Человек». Чтобы выявить катастрофу во всей своей полноте, искусство, очевидно, сейчас, и потом ищет детоподобные аналоги. Здесь важна искренность и детская непосредственность. Детство и Юность. Эти два жизненных периода Шостаковича и Ксенакиса очень похожи. Несмотря на век экстремальных крайностей, через которые прошли оба композитора, в их музыке выражена огромная жизненная сила, вера в жизнь. Наша фестивальная программа в этом году во многом связана с жизненной силой искусства. Это не иллюстрация, или какой-нибудь апокалиптический саундтрек, а историческая память. Вот, о чем следует думать. В этом и заключена основная концепция программ. Тем самым мы хотим привнести жизнелюбие и силу великой музыки в концертный зал».
4 сентября симфонический оркестр BBC под управлением американского дирижера Дэвида Робертсона исполнил 9-ю симфонию Шостаковича, симфоническую картину «Остров мертвых» Сергея Рахманинова и два сочинения 1960-80х годов Яниса Ксенакиса: Ais («Подземное царство») для баритона, ударных и оркестра, а также оркестровую пьесу «Nomos gamma». Рассредоточенные в пространствах разных уголков зала ударные инструменты производили удивительный стереофонический эффект звучания. Ксенакиса, помимо композиторских пристрастий, интересовала архитектура. Часто, сочиняя свою музыку в электронной студии, композитор экспериментировал со звуком - преображал звуковые эффекты отдаленных уголков Вселенной в своих вокальных и оркестровых опусах. Такая музыка требует особого внимания и сосредоточенности, и, конечно, подготовленного слушателя.
Отрадно было услышать подобные произведения в роскошном зале Берлинской филармонии с его потрясающей акустикой (архитектор Ханс Шарун до мельчайших деталей продумал акустические особенности помещения). Берлинская филармония (которую узнал весь мир благодаря Герберту фон Караяну) представляет собой довольно внушительное здание в динамичном стиле. Крыша по форме напоминает шатер. В конце 1970-х годов здание было обшито золотым пластиком. Сегодня Берлинская филармония одна из крупнейших филармонических организаций Европы.
Нынешний 5-й фестиваль Musikfest Berlin объединяет сразу три знаменательных для немецкого народа события: 20-летие падения Берлинской стены, 60-летие Боннской республики, и 70-летие начала Второй мировой войны. Так что, военная тема превалирует во многих концертах.
Амстердамский Королевский оркестр Концертгебау во главе с Марисом Янсонсом выступил 5 сентября как раз с такой программой: 100-я «Военная» симфония Й.Гайдна, 10-я симфония Шостаковича (Янсонс трактует её как инструментальный реквием по Сталину), и оркестровое сочинение Альфреда Шнитке «Ритуал» (памяти жертв Второй Мировой Войны и 40-летию освобождения Белграда). Немцы горячо встречали российского дирижера. В Берлине Мариса Янсонса очень любят и уважают. Маэстро часто сотрудничает с оркестром Берлинской филармонии.
Марис Янсонс о фестивале Musikfest Berlin: «Это приятно и замечательно выступать на таком престижном фестивале. Во-первых, здесь потрясающие люди занимаются этими программами. Всегда, если человек творчески руководит чем-то, и у него есть интересные идеи, то обязательно будет хороший результат. Это зависит от руководителя, и от его команды, которую он набрал. На фестивале Musikfest Berlin много творческих людей, которые очень много знают музыки, знают артистов, и умеют целенаправленно составить программу, да и вообще сделать интересным фестиваль. Поэтому, это, конечно, результат высокого профессионализма, и интересной творческой фантазии. Мы с оркестром Концертгебау представляем на фестивале военную программу. Это было специально так задумано Шнитке, Гайдн и Шостакович. Нас так просил господин Винрих Хопп, художественный руководитель Musikfest Berlin. Мы с ним много обсуждали тем, но решили остановиться на этой программе. У этого человека всегда интересные идеи и предложения. Я часто дирижирую произведения Альфреда Шнитке. Мне кажется, к сожалению, что после смерти композитора немножко так подзабыли его музыку. И сейчас, это очень хорошо, что она опять возрождается. Шнитке заслужил этого. Я специально выбрал мрачное сочинение «Ритуал» (памяти жертв той ужасной кровопролитной войны). Правильно рассчитать динамику: подъем кульминацию, и затем спад наверное, самое главное в этой партитуре. В каждом зале это звучит по-разному. Естественно, необходимо приспособиться к залу, когда бываешь в гастрольных поездках. У нас всегда проходят акустические репетиции. Концертгебау - оркестр высокого класса».
Помимо музыки Гайдна, Шостаковича и Ксенакиса - ключевых фигур фестиваля, в контексте программ были представлены произведения их современников Моцарта, Шуберта, Рахманинова, Бартока, Яначека, Регера, Цемлинского, Берга, Циммермана, Ноно, и других авторов.
Симфонический оркестр Берлинского радио под управлением Марека Яновского исполнили в концерте поздний трагический опус Шостаковича «Сюиту на стихи Микеланджело» (солировал немецкий бас Йохан Рейтер, один из лучших вагнеровских голосов), и одноактную символистскую драму «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока (отмечу превосходное пение немецких солистов меццо-сопрано Петру Ланг и баритона Альберта Дохмена).
Берлинский филармонический оркестр выступает на фестивале несколько раз. 8 и 9 сентября маэстро Саймон Рэттл дирижировал ораторией «Времена года» Й.Гайдна. После триумфальных концертов Рэттла на Зальцбургском фестивале, откуда музыканты недавно вернулись, берлинская публика встретила их горячими овациями. В оратории Гайдна, солировали отменные вокалисты сопрано Кристин Ольце, тенор Джон Марк Эйнсли и баритон Томас Квастхофф. 12 и 13 сентября Саймон Рэттл представит неординарную программу из сочинений Пауля Дессау, Альбана Берга и Дмитрия Шостаковича. А 17, 18 и 19 сентября известный венесуэльский молодой дирижер Густаво Дудамель отважиться исполнить 12-ю симфонию «1917 год» Шостаковича. Кроме того, публику ожидает немецкая премьера Концерта для ударных и оркестра «Glorious Percussion» Софии Губайдулиной (мировая премьера состоялась не так давно в Гетеборге под управлением того же Дудамеля, он, как известно, занимает пост главного дирижера Гетеборгского оркестра).
Если говорить о произведениях наших композиторов, современников Шостаковича, представленных на фестивале, то после упоминаемых Шнитке и Губайдулиной, надо сказать и о Борисе Тищенко. Его 1-й виолончельный концерт в оркестровой редакции Шостаковича 14 сентября исполнит Тим Хуг и Лондонский симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева. Символично включение в программу концерта российским дирижером 11-й симфонии «1905 год» Шостаковича.
Значительную поддержку событиям фестиваля оказывают немецкие СМИ: Deutschlandradio Kultur, Kulturradio Berlin, а также ведущие информационные агенства. Завершится берлинский форум 21 сентября концертом Немецкого молодежного филармонического оркестра, которым будет дирижировать Сусанна Малки.