В минувшую пятницу в концертном зале «Luxury Village» в Барвихе выступил с концертом Мишель Легран. Блистательный композитор, искусный пианист, дирижер, аранжировщик, самобытный певец, легенда французской киномузыки - его имя сегодня поистине эпохально. Кажется, что его созидательный гений неисчерпаем; пожалуй, Мастер столь уникальной плодотворности и столь мощного эклектизма явление действительно единичное.
Его фильмография начинается с 1953 года и насчитывает более 200 фильмов, среди которых и музыкальная киножемчужина автора «Шербургские зонтики». Мишель Легран единственный композитор лауреат трех премий «Оскар» из 13 назначений, обладатель пяти наград «Грэмми» и одного «Золотого глобуса». Среди его номинаций самые престижные музыкальные премии: французская «Сезар», британская «BAFTA», «Эмми» (Американская телеакадемия), театральная премия «Тони». И дело здесь не столько в количестве, сколько в непостижимом жанровом охвате: музыка для кино, драматического и музыкального театра, мелодии для телевидения, колоритный французский шансон, джаз, блюз, мюзиклы, наконец, экспериментальная музыка.
Еще в далеких 50-х Мишель Легран стал одним из первых европейцев, кто начал работать с джазовыми новаторами, такими как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Стэн Гетц (Stan Getz), Майлз Дэвис (Miles Davis), Джон Колтрейн (John Coltrane), Билл Эванс (Bill Evans) и многими другими. Влюбившись в джаз, он пронес этот жанр через все свое творчество, записав плеяду блистательных альбомов и создав ряд песен, которые сегодня признаны джазовыми стандартами и исполняются повсеместно на самых разных джазовых событиях. Композитор отшлифовал свою музыку до совершенства, сегодня его фортепианный джазовый стиль признан в высшей степени виртуозным и эклектичным. Сам Легран однажды признался: «Джаз стал частью моей жизни, потому что я вырос среди мелодий джаза. Мне кажется, что джаз стал самым мощным направлением в музыке ХХ столетия, поэтому он стал частью и моего сознания. Я не просто играю, а веду диалог с миром. Импровизация позволяет мне держать себя в форме и занимает мой ум, я чувствую себя молодым и полным сил». Так говорил композитор, когда ему исполнилось 65 лет.
Теперь ему почти восемьдесят Мишель Легран уже дедушка в лучшем смысле этого слова, дедушка, потому что только у детей и стариков есть свой особенный взгляд. Он не пытается быть обаятельным на сцене, от зрителя его отделяет незримое полотно личного сакрального. Поэтому здесь есть некая отстраненность от современности. В зрительный зал маэстро смотрит через призму собственной жизни, которая несет в себе один из пластов лучшей музыки ХХ века.
Таким его увидели и в Барвихе на сцене концертного зала «Luxury Village». Мишель Легран выходил в сопровождении Московского камерного оркестра под руководством Константина Орбеляна. Коллектив молодого состава и редкой слаженности буквально обрамил эклектичное фортепиано Леграна, настолько органично они звучали в ансамбле, воссоздавая в воображении слушателя ностальгические кинофрагменты: «Шербургские зонтики», «Лето 42-го», «Девушки из Рошфора», «Посланник» Маэстро исполнил ряд песен собственного сочинения, здесь были и его джазовые хиты, и французский шансон изысканного толка, и самая первая песня Леграна «Вальс сирени» (La Valse des Lilas). Украшением вечера стали вокальные дуэты композитора с его сестрой Кристиан Легран. Певица с красивым сопрано, некогда она была солисткой прославленного вокального ансамбля «Swingle Singers». Именно она дублировала Катрин Денев в «Шербургских зонтиках», а в 1986 году исполняла песни брата во время его гастролей в СССР. В Барвихе пение Кристиан Легран снискало, пожалуй, самые воодушевленные аплодисменты. Действительно, она сохранила в себе джазовое ретро-обаяние, звенящую чистоту голоса, хотя и скрашенную возрастным надломом.
Конечно, программа концерта изобиловала джазовыми номерами: «What Are You Doing the Rest of Your Life?» («Как ты проводишь остаток жизни?»), «Watch What Happens» («Смотри, что случилось»), «You Must Believe in Spring» («Доверься весне»), композиция «Dingo Lament» («Плачущий Динго»), написанная совместно с Майлзом Дэвисом и «Ray Blues» - сочинение, которое композитор посвятил выдающемуся джазовому и блюзовому музыканту Рею Чарльзу.
Неизменно в оркестре Леграна присутствует арфа, на которой играет жена маэстро, известная арфистка Кристин Мишель, постоянно сопровождающая мужа в поездках и концертах. Специально для нее Мишелем Леграном была написана музыкальная тема к фильму-мюзиклу «Девушки из Рошфора», с динамичными арфовыми пассажами, блестяще исполненная одним из последних номеров в программе вечера.
Мишель Легран не отпускает свою музыку В который бы раз она не звучала, он не позволяет себе играть ее по наитию. Пальцы мастера буквально порхают по клавишам рояля, а когда партия фортепиано заканчивается, маэстро встает и принимается дирижировать оркестром. Иной раз он начинает управлять музыкантами, не отрываясь от игры на инструменте. Особенно прелестно было наблюдать, как исполняя заключительный, потрясающий дуэт из кинофильма «Шербургские зонтики» с Кристиан Легран, стоя лицом в зал, руки композитора продолжали непроизвольно руководить оркестром.
Вообще музыка Мишеля Леграна, конечно, камерная совершенно чудесно она существует в замкнутом пространстве кинокадра или в атмосфере джазового кафе. Но роскошной сцене «Luxury Village» не удалось поглотить ее. Весь концерт больше напоминал домашний музыкальный вечер в кругу семьи Легран. Пение глаза в глаза, поцелуи в щеку, авторские комментарии к исполняемым композициям было во всем этом что-то очень доброе, ретроспективное
К слову сказать, в атмосферу камерности привнес едва ли наполовину заполненный зал. Гостей в Барвихе было мало как никогда, хотя казалось бы Что примечательно, накануне у маэстро прошел концерт в Ереване при абсолютном аншлаге концертный зал им. Арама Хачатуряна был переполнен до отказа, а многие из зрителей располагались на полу, лестницах и в проходах. Действительно, в контексте личности Мишеля Леграна полупустая аудитория «Luxury Village» смотрелась разве что не одиозно.
По желанию маэстро концерт длился более полутора часов без антракта. Видимо пришедшая сюда светская публика чересчур утомилась затянувшимся действием ни оваций стоя, ни бурных рукоплесканий не было. Когда композитор скрылся за кулисами, самые нетерпеливые неумолимо потянулись к выходу. Всего один раз Мишель Легран вышел на поклон, на «бис» его даже не попытались вызвать. Свет слишком быстро зажегся, обнаружив, что добрая половина зрителей уже выходила из зала. Что ж, очень хочется верить, что и на это нелепое недоразумение непревзойденный маэстро Мишель Легран посмотрел сквозь призму своей чудесной жизни.
>> Фотогалерея - Концерт Мишеля Леграна в Барвихе Luxury Village
Мария Юрченко, корреспондент интернет-редакции радио "Орфей"