В минувшие выходные в Москве прошел трехдневный музыкальный фестиваль под названием «Музыка в деталях». Площадкой проведения стало очаровательное место в самом центре Москвы сквер Тургеневской библиотеки, что сразу определило фестиваль как камерный. С комфортом здесь могло разместиться не более 300 человек
Фестиваль широко не афишировался, а потому и особого переполнения народом тут не наблюдалось. Трудно сказать, сколько же гостей пришло сюда извне, ибо друзей, знакомых и коллег самих участников и организаторов форума было определенно много. Ориентирован фестиваль был на своеобразную и разноплановую музыку: авторская песня, джаз, блюз, фьюжн, этно, регги, фанк, фолк и афро. Впрочем, в чистом виде практически ни одного жанра услышать было нельзя, скорее некий этно-джаз, или блюз с элементами фолка, неформальную авторскую песню, или афро с электрическим саундом. Что объединяло всю звучащую музыку, так то, что она была независимая и, как результат, интересная.
Вообще хочется сказать, что само появление форума «Музыка в деталях» на московской арене говорит о позитивной тенденции в музыкальной жизни столицы. Ибо в то время, когда другие европейские города летом буквально расцветают фестивалями самого разного толка и размаха, Москва не радует многообразием музыкальных событий. Наиболее масштабные мероприятия у нас в основном ориентированы на рок музыку, которая в силу своей специфики понятна и интересна все более отечественному слушателю. Есть ряд интересных, крупных и известных на мировом уровне классических фестивалей, которые проходят в столице ежегодно. Среди джазовых форумов самым популярным, насыщенным и поистине международным остается «Усадьба. Джаз» - open-air наиболее приближенный среди других к европейскому формату, один из самых крупных музыкальных открытых фестивалей в России. Остальные течения, жанры и стили остаются у нас в стороне, и как показал фестиваль «Музыка в деталях», абсолютно незаслуженно.
Как оказалось, среди неформальных музыкантов есть люди с дивными голосами, уникальными способностями, виртуозным талантом, пронзительной лирикой и самобытной манерой. Пожалуй, самобытность здесь превалирует над всеми остальными качествами. В такой музыке нащупывается некое последующее развитие музыкального искусства вообще, потому, что она свежая, неординарная, даже экспериментальная
Ну, вот например, выступление Максима Некрасова из Санкт-Петербурга с джазовым ансамблем совершенно впечатляющее зрелище. Инструментальная джазовая музыка в крайне нетрадиционном составе контрабас, ударные и губная гармоника. Причем наблюдать это столь же необыкновенно, сколько и слышать. Губной гармошкой Максим владеет с виртуозным мастерством, создавая ясные и чистые мелодии с необычайно насыщенным и плотным звучанием. Будучи единственным певучим инструментом, губная гармошка задает основную интонацию. Учитывая, что мощность ее звука гораздо меньше чем у того же саксофона или трубы, музыкальная специфика появляется сама собой: это и легкие, подрагивающие ударные, и мягкий, гораздо более сдержанный контрабас на фоне.
Что мы знаем о балалайке? Пожалуй, что на ней, выражаясь исконно русским языком можно бренчать. Впрочем, в словаре Даля можно найти исчерпывающее определение инструмента, как «народного музыкального орудия, с ладами, о двух или трех кишечных струнах, по коим брянчат во все пальцы, потряхивая кистью, строй квинтою». Алексей Архиповский разрушает устоявшиеся представления о балалайке с первых звуков своей игры на ней, а спустя некоторое время заставляет переосмыслить в принципе свое отношение к этому инструменту. В стране его имя известно как выдающегося виртуоза-балалаечника. Впрочем, слово «виртуоз» по отношению к Алексею Архиповскому в контексте игры на балалайке звучит даже как-то неполно. Это в высшей степени уникальная игра, непостижимая, завораживающая Совершенный, резонирующий звук звоном разбивающийся о воздух. Игра Алексея Архиповского это панорама эмоциональных чувств, выраженных в музыке. Да, тут есть репертуар, здесь можно услышать исконно русские мелодии, восточные мотивы, элементы медитативной музыки, джазовые и блюзовые импровизации, бетховенскую «К Элоизе», и даже рождественскую песенку «Jingle Bells» И все же, в первую очередь, музыка Архиповского это сверхчувствительная концентрация звука необычайного динамизма и насыщенности.
На фоне таких выдающихся мастеров, как Алексей Архиповский на фестивале выступали музыканты и менее серьезного склада, но зато не менее интересной концепции. Так, например, коллектив «Кимбата», довольно известный в столице по концертным выступлениям, играет музыку Центральной Африки. Основной репертуар состоит из традиционных музыкальных композиций народов баконго и песен солиста группы, ее идейного вдохновителя коренного конголезца Андре Нцумба Пеленды. Помимо традиционной для Конго африканской румбы, в творчестве группы замешаны афробит, пачанга, ндомболо, реггей, зук, сукус, ньюс рутс и ска. Неизменный успех «Кимбаты» у публики заключается в искусной адаптации африканской музыки под современного столичного слушателя. Афрокомпозиции они преподносят под прогрессивный электрический аккомпанемент, тем самым продвигая африканское музыкальное наследие в актуальном амплуа. Не говоря уж о том, что «Кимбата» - это крайне колоритный коллектив с чисто эстетического воззрения.
Более двадцати артистов и музыкальных ансамблей приняло участие в фестивале «Музыка в деталях» за три дня его проведения. Каждый из них в той или иной степени любопытен и своеобычен. Выделить здесь одного, значит обидеть другого Приятной неожиданностью стал редкий по качеству звук. Сквер Тургеневской библиотеки обнаружил блистательную архитектурную акустику, что позволило самым разным инструментам, тембрам и голосам раскрыться в их превосходной степени. Примечательно, что концептуально фестиваль был выдержан в городском формате, с претензией на некий изыск и светскость. Взыскательный и прихотливый городской житель мог расположиться тут с комфортом и уютом: на территории работало библиотечное кафе, гостям предлагался широкий ассортимент напитков и закусок, на случай непогоды были установлены обширные навесы, было продумано ночное освещение и предусмотрено необходимое количество сидячих мест.
Почему же тогда фестиваль со столь хорошей основой и музыкальным содержимым все-таки, можно сказать, провалился в плане посещаемости? В не последнюю очередь тут сыграла неоправданно высокая цена входного билета далеко не каждый сходу выложит на совершенно незнакомое, как принято сейчас говорить, нераскрученное, мероприятие полтысячи рублей. Но основная причина все-таки не в этом. Нередко малобюджетные российские проекты проигрывают из-за невнимания к образной составляющей, неумения себя подать. То же самое случилось и с фестивалем «Музыка в деталях», который при вполне продуманной содержательной концепции, остался, тем не менее, событием без лица, без внешней привлекательности. Вообще сегодня стиль определяет эстетическую идею любого художественного замысла. Интересно то, что стильно; а духовное наслаждение неотделимо от визуального. Казалось бы, восхитительный антураж сквера Тургеневской библиотеки решал сразу половину задачи. Действительно: старый район Москвы, центр города, прелестный архитектурный ансамбль, театр «Et Cetera» в непосредственной близости Но в качестве конферансье на сцене появлялась непонятная девушка, в спортивной, отторгающее синей куртке толком не в состоянии представить ни одного музыканта, читающая их имена и заслуги по бумажке. Когда же вдруг обнаруживалось, что фестивальная программа не укладывается во временные рамки, та же девушка посреди очередного выступления могла появиться чуть ли ни на сцене и всякого рода жестами, мимикой и знаками показывать артистам, что «мол, пора закругляться». Подобные моменты и прочие «серые одежды» шарма событию не прибавили.
И все-таки «Музыка в деталях» - это фестиваль с определенно мощным, пока не раскрывшимся потенциалом. Представляя новую неформальную музыку, в будущем он мог бы в значительной степени обогатить культурную жизнь столицы. А потому очень хочется верить в то, что форум все же обретет свою уникальную публику и станет ежегодным событием.