29 и 30 сентября на сцене Александринского театра Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета имени Л.Якобсона представит премьеру балета А. Хачатуряна «Спартак». На сегодняшний день в мире существует более 20 версий постановки «Спартака». Спустя почти шесть десятилетий театр возвращает шедевр хореографического наследия Леонида Якобсона.
В 1981 году в репертуар Театра балета «Хореографические миниатюры» вошла одноактная версия балета, включившая наиболее значительные фрагменты хореографии Якобсона. В июне 2002 года после 10-летнего перерыва состоялась премьера-возобновление спектакля. И только в 2009 году театр восстановил полную версию этого спектакля.
Балет «Спартак», названный самим композитором «хореографической симфонией», - самое крупное и значительное творение Арама Хачатуряна. Его сценическое рождение произошло в 1956 году на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени С.М.Кирова - ныне Мариинского театра. Музыка Хачатуряна воодушевила Леонида Якобсона. «Сцены из римской жизни» - так сам хореограф определил жанр балета. Его увлекла задача воссоздать в движущейся пластике античность на пороге краха, еще поражающую избыточной роскошью, но уже тронутую тлением. Как писал в личных заметках Л. Якобсон «В театре имени Кирова «Спартак» идет уже 12 лет с успехом, которого не знает ни один другой спектакль, ни в Кировском, ни в каком другом музыкальном театре СССР. Билеты раскупают мгновенно, попасть на него страшно трудно до сих пор, и как говорят в театре сравнить такое явление можно только с тягой на спектакли в Дягилевскую антрепризу в Париже. А ведь «Спартаку» предрешали скорую гибель ».
Впервые в истории отечественного балетного театра Якобсон построил целый балет на основе «свободной пластики», одев исполнителей в туники и сандалии. Отказавшись от классического танца с непременными для него позициями и пуантами, хореограф сочинил собственный танцевальный язык.
Вторым рождением «Спартак» обязан художественному руководителю театра Юрию Петухову и педагогам-репетиторам театра. Благодаря их труду было воссоздано хореографическое полотно «Спартака» - и ни один нюанс, ни одна поза или жест при этом не потерялись.
Над сценическим воплощением спектакля работали художники Семен Пастух и Галина Соловьева, которые оформили уже не одну постановку в театре Л. Якобсона («Лебединое озеро» и балет «Есенин»).