25 сентября 2009 года в новом выставочном пространстве ЦУМ Art Foundation в рамках III Московской биеннале современного искусства будет представлен специальный проект художника и куратора Олега Кулика «МОСКВА. ЦУМ».
Этот проект своеобразный авторский комментарий к истории современного искусства XX-XXI веков, «героями» которого станут Московский Концептуализм, практика тотальной инсталляции Кабакова и «перфоманс» 1960-2000-х годов.
Презентацией проекта торговый дом ЦУМ продолжает традицию экспонирования актуального современного искусства. Так, в 2008 году любители и знатоки имели возможность познакомиться с произведениями современных китайских художников, работающих в различных направлениях (фотографии, живописи, скульптуре); в 2007 году на выставочной площадке ЦУМа в рамках II Московской Биеннале Современного Искусства была представлена выставка «Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия» и глобальная инсталляция Йоко Оно «Путешествие таракана».
В этом году ЦУМ Art Foundation, основанный в мае 2009 года и занимающийся поддержкой некоммерческих проектов в сфере современного искусства, обращается к творчеству отечественных художников, уже заявивших о себе на мировой культурной арене.
«Москва. ЦУМ» - проект художника и куратора Олега Кулика, созданный при участии Виктора Рибаса, Дениса Крючкова и Гермеса Зайготта.
Проект «МОСКВА. ЦУМ» основан на принципиально инновационном художественном решении в жанре ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. Этот жанр был разработан Олегом Куликом в проектах «ВЕРЮ», дебютировавшем на II Московской Биеннале Современного Искусства, и «Вечерне Деве Марии», показанной в театре «Шатле» в Париже в 2009 году. О популярности Олега Кулика и инновации его работ можно судить по общественному вниманию, которое привлекают проекты художника количество посетивших инсталляцию «ВЕРЮ» в 2007 году приблизилось к 40 000 человек.
Новый проект Кулика «МОСКВА. ЦУМ» занимает 5000 кв. м. выставочной площади на двух этажах ЦУМа, в самом центре столицы. Это проект-медитация о наиболее значимых, сакральных смыслах московского искусства 1960-2000-х годов, представленный в интерактивном виде - как диалог со зрителем, возникающий в пространстве «голосов».
Само пространство в концепции предстает как некий язык описания, помогающий осмыслить, что из сделанного двадцать-тридцать лет назад в искусстве по-прежнему видится, продолжает звучать.
Выбранные образы, с одной стороны, отсылают к наиболее значительным художественным событиям и творческим фигурам прошедших десятилетий, а с другой, строятся на материале современного искусства. Это сочетание звукового ряда работ А.Бренера («В этой бездарной стране»), Кабакова-Гройса («Игра»), О.Кулика, имитаций известных представлений «Разговор с лампой» А. Монастырского и уличного перформанса Осмоловского, акций А. Тер-Оганяна, Е.Ковылиной, Фенсо и традиционной сакральной символики в современном искусстве.
Инсталляция представляет собой длинный лабиринт шириной три с половиной метра, который располагается на всей площади выставочного пространства. Стены коридора формируются из зеркал и полупрозрачной пленки, которая может быть с одной стороны прозрачной, с другой зеркальной, в зависимости от того, откуда на нее падает свет. Путешествие по зеркальному лабиринту сопровождается как в театре теней появлением странных фигур и пересекающимися голосами. Тени проецируются на большие экраны, размещенные в зале и скрытые от зрителей за зеркальными пленками.
Проект «МОСКВА. ЦУМ» направлен на поиск возможности наиболее яркой трансформации событий недавнего прошлого в единую, тотальную светозвуковую инсталляцию. Название проекта не случайно оно отражает замысел автора: раскрытие пространства как такового, его сакральных возможностей. Акцент при этом сделан на конкретном месте пространстве здания ЦУМа на Петровке.
>> 3 Московская биеннале современного искусства (Официальный сайт)