На улице можно встретить известного дирижера или оперную диву, гуляющих по бульварам. Только здесь вы можете поговорить о музыке с человеком в камзоле и напудренном парике, который не только встретит Вас почти у каждого музея, но и предложит послушать музыку, написанную в Вене великими композиторами.

Мимо величественных барочных зданий можно проехать в фаэтоне, ведь лошади - до сих пор полноправный участник движения в центре города. Может, только кучеры чуть отличаются от старинных тем, что в одной руке держат вожжи, а в другой - мобильный телефон.

Вообще в Вене с лошадьми связано многое. Здесь есть знаменитая Испанская школа верховой езды, которая с 16 века славится своими особой породы лошадьми — липиццанерами.  Представления этой Школы пользуются такой популярностью, что зрителей не отпугивают гигантские (даже по западным меркам) цены на билеты — до 170 .

Но есть и ещё одна отличительная черта Вены, связанная с лошадьми — наверное, как и много веков назад, когда лошади были основным видом транспорта, над историческим центром Вены витает не запах бензина, а лёгкий запах конского навоза. Но это, как ни странно, нисколько не портит впечатления от города.

На Земле действительно нет другого такого города, который был бы столь тесно связан с музыкой.  Каждый дом, каждая улочка — всё связано с великими именами. И с какими! Куда бы вы не ступили, оказываетесь то в кафе, где обедал Моцарт, то около очередной квартиры, из которой выгнали Бетховена, то возле дома, где жил Гайдн.

Кроме Моцарта, Гайдна и Бетховена в Вене жили и творили  Глюк, Шуберт,  Дворжак, Брамс, Малер, Брукнер,  Шенберг, семейство Штраусов... И это только композиторы! Если же мы вспомним имена исполнителей и дирижеров, то приступить к темам, которые мы хотели осветить подробно, просто не удастся...

Вена – ностальгический город, и венцы по-настоящему преуспели в сохранении старины.  Храмы и дворцы содержатся так, будто там до сих пор живут короли. В Вене очень бережно относятся к архитектуре. Одним из доказательств сказанного является то, что, в отличие от Москвы, в историческом центре Вы не найдёте в окнах стеклопакетов, которые так сильно меняют облик старых зданий.  

В музеях Вены хранятся сокровища не только Австрии, но и Великой Римской империи, наследницей которой страна и является. Вена дарит дух империи тем европейцам, кто бесконечно очарован XIX веком, дарит сбывшуюся мечту о великом прошлом. Для многих из них империя – это не война, не битва на международной политической арене, а царственная архитектура, обилие драгоценностей, врожденный аристократизм и утонченные развлечения – театр, опера, балы и классическая музыка.

Но мы не будем говорить о концертах, программах или музыкальных персоналиях. Идея нашего путешествия состояла в том, чтобы поведать о вещах, неразрывно связанных с музыкой. О них не всегда задумываешься, но музыка без них невозможна. Итак, расскажем вам о том, где звучит музыка и как рождается звук...

 Золотой зал

Новый год в Вене (а вместе с ней и во всём музыкальном мире) начинается с великолепных концертов в одном из самых известных залов Европы – Musikverein («Музикферайн»). Билеты на концерт, который традиционно проходит 1 января, раскупаются за год до его начала. Те, кому не удалось попасть на концерт, могут посмотреть трансляцию концерта по европейским телевизионным каналам, в том числе и российским.

Здание Musikverein было построено в 1870 году на деньги музыкального товарищества, которое существует и поныне. Кстати, членский взнос в это общество не так уж и велик — всего 65 для взрослых и 10 € для детей и подростков. И если Вена — столица музыки, то  Musikverein — её сердце. Трудно перечислить всех, кто когда-либо выступал в Musikverein.  

В Musikverein два основных зала – самый престижный и известный Золотой зал (в котором и происходят Новогодние концерты) и Зал Брамса.  

И вот еще любопытный факт: несколько лет назад неожиданно для себя Musikverein стал обладателем ещё четырех современных подземных залов. При этом всё сделано так, чтобы не повредить главному зданию — залы находятся не под ним, а под площадью рядом. Изначально, по замыслу местных архитекторов, эти места предназначались под станции метро. Однако, что-то не сложилось и решено было оборудовать там концертные площадки. 

Каждый из залов построен по последнему слову техники, с прекрасным акустическими возможностями, которые обыграны в различных природных материалах – стекле, дереве, камне и металле. Они так и называются: Стеклянный, Деревянный, Каменный и Металлический.

Поскольку австрийцы очень бережно относятся к своему наследию, они стараются познакомить гостей со своей историей при первой возможности. Именно поэтому прямо в подземных залах Musikverein выставлены уникальные экспонаты – старинные музыкальные инструменты и оригиналы 3-й (Героической) симфонии Бетховена и «Неоконченной симфонии» Шуберта.  

 

Есть в здании и магазин-салон роялей фирмы «Boesendorfer». Это старинная фирма, до сих пор называющая себя мануфактурой (то есть сделанное руками), существует уже более 180 лет. Это одна из самых известных и почитаемых австрийских компаний.  Общепризнанно, что «Boesendorfer» — это безусловная гарантия  качества, изумительного звука и оригинального дизайна, а также великолепной механики.

 

Поэтому рояли этой марки стоят в залах Musikferein, Венской консерватории и в других  престижных местах, таких, как, например, исторический отель «Империал».  А самые первые рояли «Boesendorfer» можно увидеть как в музее самой фирмы, который находится в помещении Веского офиса, так и коллекции великолепного Музея старинных музыкальных инструментов во дворце Хофбург, среди которых также уникальный экземпляр, сделанный специально для кайзера Франца Иосифа.

 

Следующий наш рассказ – именно о фабрике «Boesendorfer», где рождаются рояли.

 

Репортаж с фабрики Boesendorfer | Галерея Вена   | Галерея Musikferein | Магазин-салон Boesendorfer

Вернуться к списку новостей