На улице можно встретить известного дирижера или оперную диву, гуляющих по бульварам. Только здесь вы можете поговорить о музыке с человеком в камзоле и напудренном парике, который не только встретит Вас почти у каждого музея, но и предложит послушать музыку, написанную в Вене великими композиторами.
Мимо величественных барочных зданий можно проехать в фаэтоне, ведь лошади - до сих пор полноправный участник движения в центре города. Может, только кучеры чуть отличаются от старинных тем, что в одной руке держат вожжи, а в другой - мобильный телефон.
Вообще в Вене с лошадьми связано многое. Здесь есть знаменитая Испанская школа верховой езды, которая с 16 века славится своими особой породы лошадьми липиццанерами. Представления этой Школы пользуются такой популярностью, что зрителей не отпугивают гигантские (даже по западным меркам) цены на билеты до 170 €.
Но есть и ещё одна отличительная черта Вены, связанная с лошадьми наверное, как и много веков назад, когда лошади были основным видом транспорта, над историческим центром Вены витает не запах бензина, а лёгкий запах конского навоза. Но это, как ни странно, нисколько не портит впечатления от города.
На Земле действительно нет другого такого города, который был бы столь тесно связан с музыкой. Каждый дом, каждая улочка всё связано с великими именами. И с какими! Куда бы вы не ступили, оказываетесь то в кафе, где обедал Моцарт, то около очередной квартиры, из которой выгнали Бетховена, то возле дома, где жил Гайдн.
Кроме Моцарта, Гайдна и Бетховена в Вене жили и творили Глюк, Шуберт, Дворжак, Брамс, Малер, Брукнер, Шенберг, семейство Штраусов... И это только композиторы! Если же мы вспомним имена исполнителей и дирижеров, то приступить к темам, которые мы хотели осветить подробно, просто не удастся...
Вена ностальгический город, и венцы по-настоящему преуспели в сохранении старины. Храмы и дворцы содержатся так, будто там до сих пор живут короли. В Вене очень бережно относятся к архитектуре. Одним из доказательств сказанного является то, что, в отличие от Москвы, в историческом центре Вы не найдёте в окнах стеклопакетов, которые так сильно меняют облик старых зданий.
В музеях Вены хранятся сокровища не только Австрии, но и Великой Римской империи, наследницей которой страна и является. Вена дарит дух империи тем европейцам, кто бесконечно очарован XIX веком, дарит сбывшуюся мечту о великом прошлом. Для многих из них империя это не война, не битва на международной политической арене, а царственная архитектура, обилие драгоценностей, врожденный аристократизм и утонченные развлечения театр, опера, балы и классическая музыка.
Но мы не будем говорить о концертах, программах или музыкальных персоналиях. Идея нашего путешествия состояла в том, чтобы поведать о вещах, неразрывно связанных с музыкой. О них не всегда задумываешься, но музыка без них невозможна. Итак, расскажем вам о том, где звучит музыка и как рождается звук...
Новый год в Вене (а вместе с ней и во всём музыкальном мире) начинается с великолепных концертов в одном из самых известных залов Европы Musikverein («Музикферайн»). Билеты на концерт, который традиционно проходит 1 января, раскупаются за год до его начала. Те, кому не удалось попасть на концерт, могут посмотреть трансляцию концерта по европейским телевизионным каналам, в том числе и российским.
Здание Musikverein было построено в 1870 году на деньги музыкального товарищества, которое существует и поныне. Кстати, членский взнос в это общество не так уж и велик всего 65 € для взрослых и 10 € для детей и подростков. И если Вена столица музыки, то Musikverein её сердце. Трудно перечислить всех, кто когда-либо выступал в Musikverein.
В Musikverein два основных зала самый престижный и известный Золотой зал (в котором и происходят Новогодние концерты) и Зал Брамса.
И вот еще любопытный факт: несколько лет назад неожиданно для себя Musikverein стал обладателем ещё четырех современных подземных залов. При этом всё сделано так, чтобы не повредить главному зданию залы находятся не под ним, а под площадью рядом. Изначально, по замыслу местных архитекторов, эти места предназначались под станции метро. Однако, что-то не сложилось и решено было оборудовать там концертные площадки.
Каждый из залов построен по последнему слову техники, с прекрасным акустическими возможностями, которые обыграны в различных природных материалах стекле, дереве, камне и металле. Они так и называются: Стеклянный, Деревянный, Каменный и Металлический.
Поскольку австрийцы очень бережно относятся к своему наследию, они стараются познакомить гостей со своей историей при первой возможности. Именно поэтому прямо в подземных залах Musikverein выставлены уникальные экспонаты старинные музыкальные инструменты и оригиналы 3-й (Героической) симфонии Бетховена и «Неоконченной симфонии» Шуберта.
Есть в здании и магазин-салон роялей фирмы «Boesendorfer». Это старинная фирма, до сих пор называющая себя мануфактурой (то есть сделанное руками), существует уже более 180 лет. Это одна из самых известных и почитаемых австрийских компаний. Общепризнанно, что «Boesendorfer» это безусловная гарантия качества, изумительного звука и оригинального дизайна, а также великолепной механики.
Поэтому рояли этой марки стоят в залах Musikferein, Венской консерватории и в других престижных местах, таких, как, например, исторический отель «Империал». А самые первые рояли «Boesendorfer» можно увидеть как в музее самой фирмы, который находится в помещении Веского офиса, так и коллекции великолепного Музея старинных музыкальных инструментов во дворце Хофбург, среди которых также уникальный экземпляр, сделанный специально для кайзера Франца Иосифа.
Следующий наш рассказ именно о фабрике «Boesendorfer», где рождаются рояли.
Репортаж с фабрики Boesendorfer | Галерея Вена