В Берлине проходит музыкальный фестиваль. На данный момент Berliner Musikfest является лучшим фестивалем симфонической музыки в Германии. Его особенность в том, что каждый год участники фестиваля определяют моду на музыку будущего. В этом году на Berliner Musikfest съехалось более 20 лучших оркестров со всего мира. Среди них - четыре больших оркестра из Лондона, ансамбли из Чикаго, Риги, также участвует Концертгебау-оркестр.
На пятый год своего существования Berliner Musikfest может по праву считаться лучшим в Германии фестивалем симфонической музыки со "специализацией" на репертуаре XX и XXI веков.
В центре внимания - три композитора: Дмитрий Шостакович, Янис Ксенакис и "юбиляр года" Йозеф Гайдн. "В нашей программе - все симфонии Шостаковича, они образуют, так сказать, "центральный поток" фестиваля, в который вливаются другие "реки", - говорит руководитель фестиваля Винрих Хопп. - Йозеф Гайдн считается основателем симфонического жанра. Шостакович символизирует конец "симфонической эры". Ксенакис - композитор, стоящий вне этой традиции и доказывающий, что "жизнь после смерти симфонии" все же существует".
Седьмая, "Ленинградская" симфония Дмитрия Шостаковича и сегодня звучит в Берлине иначе, чем во всех других городах мира. Так полагает дирижер Курт Мазур. Его исполнение "Ленинградской" с Лондонским симфоническим оркестром в рамках Берлинского музыкального фестиваля, в знаменитой столичной филармонии, транслировавшееся по радио на всю Германию, стало, наверное, лучшим берлинским исполнением Шостаковича за долгие годы.
Произведения Дмитрия Шостаковича (год от года - все более важной фигуры европейской музыкальной жизни) составили ядро нынешнего берлинского фестиваля. Кстати, Шостакович на сегодняшний день - единственный композитор второй половины двадцатого века, входящий в десятку самых исполняемых композиторов мира.
Еще один композитор, доказывающий наличие жизни вне симфонической и вообще вне какой-либо ортодоксальной формы - Карлхайнц Штокгаузен. Правда, его электронные "Гимны" (по определению композитора - "размышления о музыке как об абстрактном искусстве" ) распугали к концу двухчасового прослушивания примерно половину собравшихся в филармонии слушателей.
Несмотря на наличие в программе фестиваля большого количества достаточно сложной для восприятия музыки, все концерты фестиваля были хорошо распроданы, многие - до последнего билета. Это совсем не само собой разумеющийся факт для концертов, в которых звучат Шостакович и Ксенакис.
Один из секретов успеха - умно составленная программа фестивальных абонементов. Следуя предложенным музыкальным маршрутам, слушатель не просто "выковыривал изюминки" в виде известных имен, но имел возможность узнать нечто новое о музыке. Например, сопоставив Шостаковича и Эйслера. Или обнаружив преемственность некоторых идей Ксенакиса и Рахманинова.