10 сентября 1925 года родился композитор Борис Александрович Чайковский. «Борис Чайковский сумел обрести себя, найти свою дорогу в пестром мире современной музыки, свою собственную тему в искусстве, - писал Г. Свиридов. - …Это композитор глубоко русский. Его душевный мир – это мир чистых и возвышенных страстей. В этой музыке много чего-то недосказанного, какой-то затаенной нежности, большого душевного целомудрия… Это мастер в настоящем смысле этого слова, то есть художник, обладающий прежде всего богатым внутренним содержанием и умеющий выразить его средствами своего искусства».

Композитор родился в семье, где музыку очень любили и поощряли занятия ею сыновей, которые оба избрали музыку своей профессией. В детские годы Б. Чайковский сочинил первые фортепианные пьесы, некоторые из них до сих пор входят в репертуар юных пианистов. В школе Гнесиных он занимался по классу фортепиано у одной из ее основательниц Е. Гнесиной и у А. Головиной, а его первым педагогом по композиции был Е. Месснер - человек, воспитавший многих прославленных музыкантов, удивительно безошибочно умевший подвести ребенка к решению достаточно сложных композиционных задач.

В училище и в Московской консерватории Б. Чайковский занимался в классах прославленных советских мастеров - В. Шебалина, Д. Шостаковича, Н. Мясковского. Уже тогда вполне отчетливо заявили о себе важные особенности творческой личности молодого музыканта, которые Мясковский сформулировал так: «Своеобразный русский склад, исключительная серьезность, хорошая композиторская техника...» Одновременно Б. Чайковский занимался в классе пианиста Л. Оборина.

В ранний период творчества композитор создал ряд крупных произведений: Первую симфонию (1947), Фантазию на русские народные темы (1950), "Славянскую рапсодию" (1951). Симфониетту для струнного оркестра (1953). В каждом из них автор обнаруживает оригинальный, глубоко индивидуальный подход к известным интонационно-мелодическим и содержательно-смысловым идеям, к традиционным формам. Его сочинения включали в свой репертуар такие дирижеры, как С. Самосуд и А. Гаук. В десятилетие 1954-64 гг., ограничившись преимущественно областью камерно-инструментальных жанров (фортепианное Трио; Первый квартет; струнное Трио; Соната для виолончели и фортепиано, Концерт для кларнета и камерного оркестра; Соната для скрипки и фортепиано; Второй квартет; Фортепианный квинтет), композитор не только выработал безошибочно узнаваемую на слух музыкальную лексику, но и определил важнейшие черты собственного образного мира, где красота, воплощенная в мелодических темах, по-русски вольных, неспешных, "немногословных", предстает как символ нравственной чистоты и стойкости человека.

Концерт для виолончели с оркестром (1964) открывает новый период в творчестве Б. Чайковского, отмеченный крупными симфоническими концепциями, в которых ставятся важнейшие вопросы бытия. В последующие годы были созданы Вторая (1967) и Третья, "Севастопольская" (1980), симфонии; Тема и восемь вариаций (1973, к 200-летию Дрезденской штаатскапеллы); симфонические поэмы "Ветер Сибири" и "Подросток" (по прочтении романа Ф. Достоевского - 1984); Музыка для оркестра (1987); Скрипичный (1969) и Фортепианный (1971) концерты; Четвертый (1972), Пятый (1974) и Шестой (1976) квартеты.

Б. Чайковский - автор поэтичной и веселой музыки к радиосказкам для детей по Г. X. Андерсену и Д. Самойлову: "Оловянный солдатик", "Калоши счастья", "Свинопас", "Кот в сапогах", "Слоненок-турист" и многим другим, известным также благодаря грамзаписям. При всей внешней простоте и незатейливости здесь много остроумнейших деталей, тонких реминисценций, но начисто отсутствуют даже малейшие намеки на шлягерную стандартизированность, заштампованность, которыми грешит порой подобная продукция. Столь же свежи, точны и убедительны его музыкальные решения в таких кинофильмах, как "Сережа", "Женитьба Бальзаминова", "Айболит-66", "Лоскутик и облако", "Уроки французского", "Подросток".

Произведения Б.Чайковского покоряют своим теплом, искренностью, лирическим чувством. Это размышления взыскательного, бескомпромиссного художника о смысле жизни, о высоком призвании человека, о роле и долге художника-творца. «Чистота интонационного строя и абсолютное господство мелодии – в этом эстетическое кредо композитора, - пишет пресса. – Своим творчеством он доказывает, что воплощение большой философской темы не всегда требует усложненности и изысканности средств. Музыка может быть глубокой и серьезной, оставаясь при этом демократичной, простой, - но способной вместе с тем рождать сложные ассоциации».

 

Вернуться к списку новостей