8 сентября 2009 года в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха открывается выставка «Борис Мессерер. Акварели». Экспозиция впервые знакомит зрителей со школой акварели Бориса Мессерера, блистательного сценографа и живописца, великолепного графика.
Нет сомнений, что вернисаж соберет аншлаг: 76-летний мастер кисти, действительно, пользуется широчайшей известностью. Причем, зрительский интерес вызывают не только творческие достижения художника, но и сама его личность.
Всю жизнь Борис Мессерер связан с искусством. Его семья была частью художественной богемы. Отец - выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог Большого театра Асаф Мессерер, мать - актриса и художница по костюмам Анель Судакевич. Его жена и муза - поэтесса Белла Ахмадулина. Его кузина - балерина Майя Плисецкая, для которой он в свое время придумал изобразительное решение легендарной "Кармен-сюиты". И это была далеко не единственная работа Бориса Мессерера в Большом театре.
Борис Мессерер из того талантливого и дерзновенного поколения «шестидесятников», которое вторглось в литературу, театр, изобразительное искусство, чтобы избавить их от оков официальных канонов. Мессерер пришел в театр, чтобы вольно строить там свою сценическую архитектуру. Он оказался одним из немногих продолжателей классического театрально-декорационного искусства.
На драматической сцене его талант также оказался чрезвычайно востребованным. Его профессионализм очень ценил Олег Ефремов, по приглашению которого Борис Мессерер семь лет прослужил главным художником МХАТ имени Чехова. Впрочем, ему довелось сотрудничать с разными режиссерами - он оформлял спектакли Анатолия Эфроса, Андрея Гончарова, Валентина Плучека, Бориса Покровского, Галины Волчек, Марка Захарова.
Он иллюстрировал много книг, работал художником-мультипликатором, был автором концепций более 30 престижных выставок, показанных в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Манеже, Историческом музее.
Однако на фоне столь масштабных проектов его акварельная палитра отнюдь не потерялась и заслуживает пристального внимания. Обладая совершенно уникальной манерой письма, Мессерер и в этом виде творчества достиг большого тематического и жанрового разнообразия, что в полной мере отразила открывающаяся экспозиция. Необыкновенным лиризмом и ностальгией по ушедшей эпохе пронизаны представленные здесь виды Тарусы - маленького городка в Калужской области с богатой историей.
"Это город поэтов, скульпторов, художников, - говорит Борис Мессерер. - Там жили и творили Марина Цветаева, Николай Заболоцкий, Константин Паустовский, Иосиф Бродский и многие другие. Этот провинциальный городок стал для меня столицей русского духа".
Рядом с пейзажами Тарусы - оригинальные иллюстрации к стихам Беллы Ахмадулиной, ее не менее поэтичные портреты, выполненные влюбленным супругом. Любопытно разглядывать и натюрморты, на которых Мессерер запечатлел во многом неожиданные предметы: доски, пилы, топоры, керосиновые лампы, утюги, старые ящики. Но все это не выглядит нагромождением хлама, словно вытащенного с пыльного чердака, а создает впечатление какой-то пронзительной бесприютности и неприкаянности, приобретающей в концепции художника высокий философский смысл.
Такую выставку было бы обидно пропустить. К счастью, она продлится до конца месяца и завершится 30 сентября.