С 7 по 13 сентября в Большом театре пройдет Большой фестиваль Российского национального оркестра. Фестиваль откроет концертный сезон РНО, которому в 2010 году исполняется 20 лет. Художественный руководитель фестиваля главный дирижер оркестра Михаил Плетнев посвящает семь фестивальных вечеров Петру Ильичу Чайковскому. В афише сочинения композитора, а также произведения предшественников и современников, повлиявших на его творчество.
Михаил Плетнев, в последние годы исполнивший немало опер (как в сценическом, так и в концертном варианте) представит свою интерпретацию «Волшебной флейты» Моцарта с участием певцов из Германии, Великобритании и России. С РНО выступят скрипач Сергей Крылов, британский пианист Стивен Хаф, британский кларнетист Майкл Коллинз.
Специальные проекты - хореографическая постановка сюиты современного американского композитора Гордона Гетти и премьерное исполнение авторской сюиты М.Плетнёва из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». Оркестр представит также полную версию музыки Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Впоследствии Фестиваль рассчитывает охватить еще больше жанров, включая камерную музыку, оперные постановки, балет, литературно-музыкальные представления. Задуманы персональные выставки и инсталляции художников и скульпторов. Второй фестиваль планируется провести с 6 по 12 сентября 2010 года; в числе его участников Николай Цнайдер (скрипка, Израиль-Дания), Стивен Иссерлис (виолончель, Великобритания), Лора Клейкомб (сопрано, США).
Было бы странно, если бы самый первый фестиваль Российского национального оркестра был посвящен другому композитору. Глава оркестра и художественный руководитель фестиваля Михаил Плетнев всегда считал Чайковского своим любимым автором и слыл одним из лучших (если не лучшим) интерпретатором его произведений, а мировая слава его коллектива началась именно с записи шести симфоний Петра Ильича, которые в сумбурные 90-е, когда все оркестры трещали по швам от безденежья, производили впечатление какого-то неземного чуда. Кроме всего прочего, Чайковский и Плетнев беспроигрышная коммерческая комбинация: вот уже много лет публика как зачарованная раскупает билеты, если эти два имени встречаются на одной афише; наверное, если бы об авторе «Щелкунчика» и «Пиковой дамы» снимали фильм, то главную роль неминуемо предложили бы Плетневу.
Впрочем, если бы фестивальная программа в семи вечерах нон-стоп была посвящена исключительно Петру Ильичу, то это было бы уже слишком. Она построена хитрее: в фестивальном сюжете задействован не только сам композитор, но и его любимые авторы, которые оказали на него влияние, и друзья-коллеги, и следующее поколение авторов, взиравшее на Чайковского с обожанием эпигонов. Таким образом, за неделю можно послушать и трепетного Роберта Шумана, которого Чайковский очень ценил, и Вольфганга Амадея Моцарта, которого он обожал до исступления, и Эдварда Грига, с которым он просто дружил. Причем все они будут представлены не только и не столько своими вечнозелеными хитами. Из Шумана Плетнев выбрал довольно редко звучащую в Москве Вторую симфонию, хитовая григовская партитура музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт» прозвучит целиком, с вокальными и хоровыми номерами, и, кроме того, будет сдобрена выдержками из текста драмы в исполнении Василия Ланового. Но больше всего повезло Моцарту последнее время испытывающий живейший интерес к опере маэстро Плетнев представит в концертном исполнении «Волшебную флейту» с отборным составом вокалистов, среди которых особого упоминания заслуживают ангельское английское сопрано Люси Кроу, немецкий баритон Штефан Генц и любимица столичной публики инфернальная немецкая дива Симона Кермес в идеальной для себя партии Царицы ночи.
Но первым аккордом фестиваля будет все-таки Петр Ильич Чайковский на открытии прозвучат сразу две из его великих симфоний Пятая и Шестая. Обычно они не объединяются в одной программе, ибо каждая достойна быть единственной и непререкаемой кульминацией вечера, но по задумке дирижера в данном случае они будут отражать друг друга как два примера мучительной попытки примириться с окружающим миром и спастись от гнетущего одиночества: в первом случае удавшейся, во втором нет. Учитывая магическую интуицию Плетнева в отношении музыки Чайковского, пропустить этот вечер никак нельзя он будет похож не на обычный симфонический концерт, а скорее на сеанс психоанализа.
Михаил Фихтенгольц