Строительство Concertgebouw в 1886 году (рисунок)Главный филармонический зал Амстердама, да даже, пожалуй, всего королевства Нидерландов, Concertgebouw (Концертгебау) насчитывает историю более чем в 120 лет. За эти годы он приобрел поистине мировую известность. Благодаря феноменальной акустике Большого зала (Grote Zaal), тайна которой не раскрыта и по сей день, Concertgebouw входит в тройку лучших концертных залов мира, наряду с венским Grosser Musikvereinssaal (Австрия) и бостонским Symphony Hall (США).

История Concertgebouw берет свое начало в 1881 году, когда шестеро видных граждан Амстердама решили собрать Временный комитет по финансированию строительства здания нового концертного зала. Существующие в городе филармонии были, так или иначе, несовершенны:  The Parkzaal собирались сносить, Felix Meritis был слишком мал, The Paleis voor Volksvlijt был так же неудобен и печально известен своей плохой акустикой. К тому же несколькими месяцами ранее один из новостных журналов Амстердама написал скандальную статью о музыкальной жизни столицы, в которой говорилось о том, что в других странах чиновники, обладающие чувством собственного достоинства, обеспечивают в городах хорошие концертные залы, в то время как голландское  правительство не считает искусство вопросом государственного значения.

Выбирая земельный участок для нового концертного зала, комитет обращается к видному архитектору Питеру Кейперсу (Pierre Cuypers) – автору проекта Государственного художественного музея (Rijksmuseum), который строится в то время. Кейперс посредничает в покупке участка недалеко от строящегося музея, только вне городской границы, в районе Nieuwer-Amstel. Спустя семь лет на этих болотистых землях возвысится удивительной красоты здание в стиле голландского неоренессанса – новый концертный зал, достойный носить имя Concertgebouw.

Concertgebouw - проект архитектора Адольфа ван Гендта (чертеж от 1883 года)Автором проекта стал лучший в то время голландский архитектор Адольф Леонард ван Гендт (Adolf Leonard van Gendt), разработчик ряда известных зданий в стране, в числе которых Школа верховой езды (The Hollandsche Manege), театр Фраскати (Frascati), кафе IJsbreker,  торговая  галерея во Дворце промышленности (The Gallery in the Paleis voor Volksvlijt)…

Для этого престижного проекта Адольф Ван Гендт выбрал международный стиль, в котором в то же время чувствовалась характерная эстетика голландской архитектуры. Работая над дизайном интерьера, архитектор явно вдохновлялся театром Гевандхаус (Neue Gewandhaus) в Лейпциге, который в 1943 году был разрушен: плавные линии, закругленные углы, залы, окруженные широкими коридорами... Малый зал (Kleine Zaal), рассчитанный на 478 мест в Concertgebouw также расположен крестообразно позади Большого зала. А Большой зал (Grote Zaal), в свою очередь, спроектирован  в пропорциях «обувной коробки» (44 х 27,8 метров), только вмещает он в себя более 2000 человек, а это гораздо больше, чем в лейпцигевском театре.  

Строительство Concertgebouw было полностью завершено к концу 1886 года. Но из-за шаткого положения финансовых покровителей и неизбежных разногласий с муниципалитетом Nieuwer-Amstel, касательно таких вопросов, как строительство подъездных путей или обеспечение уличного освещения, открытие нового зала пришлось отсрочить более чем на год.

11 апреля 1888 года Concertgebouw торжественно открылся концертом из произведений Баха, Генделя, Бетховена и Вагнера, в котором принимал участие оркестр из 120 музыкантов и хор из 500 певцов. А спустя полгода, 3 ноября, на его сцене дебютировал одноименный оркестр, для которого зал стал постоянным домом.

В день открытия поводом для всеобщего огорчения стало отсутствие органа в зале, хотя место для инструмента по проекту было отведено. В 1890 году, на вырученные с концертов деньги, орган был приобретен. Известный мастер из Утрехта Майкл Маршалкервид (Michael Maarschalkerweerd) изготовил его специально для Concertgebouw по эксклюзивному проекту Адольфа ван Гендта.

Здание Concertgebouw до реставрации (вверху) и после реставрации с новым крылом (внизу)В чем же секрет удивительной акустики Большого зала? Неужели это было чистым совпадением, что Адольфу ван Гендту, печально известному в семье полным  отсутствием музыкального слуха, удалось создать отлично резонирующее место? Удивительно, но пока что это единственная возможная версия, ибо тайна феноменальной акустики Concertgebouw и по сей день остается нераскрытой. В то время, когда зал был построен, акустика считалась чем-то вроде черной магии и расценивалась как таинственное взаимодействие различных неопределимых факторов.  Ведь до ХХ века профессионального записывающего оборудования не существовало, а потому проектировщики могли лишь руководствоваться успешными примерами прошлого. Когда бы здание Concertgebouw не реконструировалось, главной целью всегда оставалось сохранить оригинальный проект залов в максимально возможной степени, что бы тем самым никоим образом не нарушить уязвимую акустику Большого зала.

Ввиду постоянной нехватки денег, компания  «Het Concertgebouw N.V.» не могла содержать здание концертного зала должным образом. Это привело к тому, что в 1983 году филармония была на грани обрушения и нуждалась в капитальном ремонте:  из-за прогнивших фундаментов и тяжести собственного веса здание стремительно проседало. Восстановительные работы были намечены на период с июля 1985 года по апрель 1988 без закрытия здания на реконструкцию и без прерывания концертного графика.

Одним из существенных преобразований стало добавление к зданию нового крыла. Что бы выручить дополнительные квадратные метры, которых к тому времени существенно не хватало для комфортного размещения гостей, часть бокового фасада была застеклена, а парадный вход перенесен в левое крыло. Подобный шаг вызвал широкий общественный резонанс. Некоторые даже сегодня разочарованы модернизированной пристройкой из стекла, камня и стали. В свое время архитектор реконструкционного плана Пи де Брейн (Pi de Bruijn) активно защищал свой проект, уверяя несогласных, что новое крыло с крытой галереей  – неотъемлемая часть здания. Размещение необходимых помещений под землей он находил нерациональным, считая что, в первую очередь, это будет неудобно для гостей филармонии, вынужденных постоянно спускаться и подниматься по лестнице. Проект стеклянной пристройки галерейного типа предполагал минимальное вторжение во внешний облик оригинального здания, а цветовая гамма  Concertgebouw от светлого серого до темного красного находила свое продолжение и здесь в различных типах камня. Впрочем,  действительно, стоит отдать должное авторам проекта, которые решили проблему со стилем, вкусом и деликатностью.  

Concertgebouw - 1930 год К 1990 году реконструкция была полностью завершена: для закладки новых фундаментов потребовалось более 10 000 тонн конструкций на 400 металлических трубах, позднее залитых бетоном, здание было расширено и отремонтировано, а огромный антикварный орган, спустя почти 100 лет службы, демонтирован, восстановлен и модернизирован. Однако внешне концертный зал все еще выдавал признаки долгой и богатой событиями жизни. В апреле 1992 года подмостья были воздвигнуты: 100 лет грязи с фасада убрано,  стены покрашены, заброшенные бюсты трех героев классического музыкального искусства снова бронзированы, а буквы «CONCERT-GEBOW» и розетки заново позолочены. Последним штрихом стало установление на крыше совершенно новой лиры – бессменного символа прославленного зала.

Сначала Concertgebouw был по существу только домом Нидерландского королевского оркестра. Больше чем семьдесят концертов давались каждый год, и руководство зала вполне этим довольствовалось, не пытаясь создавать какие-либо другие творческие проекты. Сегодня число концертов превышает 835 в год (приблизительно 390 в Малом зале и 445 в Большом). Сам Concertgebouw организует не менее чем 340 из них. За последние годы главный концертный зал Амстердама ознаменовался огромным разнообразием событий. Начало этому было положено в августе 1904 года, когда Большой зал стал местом встречи для Международного Социалистического Конгресса. Тогда шлюзы открылись. Правление увидело в этом прибыль, и зал стал доступным для матчей по боксу и демонстраций мод, литературных конференций, приемов и церковных служб. Популярной музыке также давался теплый прием: в свое время здесь выступали такие звезды как Луи Армстронг, Каунт Бэйси, Лайонел Хэмптон, Фрэнк Заппа, The Who и Фрэнк Синатра. Но вскоре руководство Concertgebouw начало придерживаться собственной артистической политики, залы стали использоваться только для собственных проектов. Поэтому сегодня большинство событий, не связанных с классической музыкой, являются фактом прошлого.

 

Ссылки по теме:

Официальный сайт зала Concertgebouw

Официальный сайт оркестра Concertgebouw

 

Материалы по теме:

Фотогалерея Concertgebouw

Концертгебау - о музыке в контексе роскоши (архитектурный обзор)

Летние концерты Robeco в Концертгебау (статья)

Программа "Евромикс", посвященная Нидерландскому королевскому оркестру Concertgebouw (Часть1)

Программа "Евромикс", посвященная Нидерландскому королевскому оркестру Concertgebouw (Часть2)

 

Вернуться к списку новостей