Грандиозным праздничным ночным салютом в звенящей тишине кавказских гор в минувшую субботу завершился Первый международный музыкальный фестиваль-конкурс фортепианного искусства в азербайджанской Габале. Десять дней пролетели как сон. По словам многих участников смотра, ежедневно находиться в неиссякаемой творческой атмосфере прекрасного общения с артистами - уникальный шанс для каждого. В Габалу (курортный город на северо-западных окраинах Азебайджана, чем-то похожий на швейцарский Вербье) пожаловали многие молодые пианисты.
Непринужденная атмосфера музицирования, мастер-классы, интересные беседы и дискуссии, познавательные экскурсии, местные достопримечательности: дивной красоты окрестности гор, живописный водопад «Семь красавиц», дворец шекинских ханов. Природа этих мест потрясает
Ну а вечером традиционные концерты с участием известных музыкантов современности. Пожалуй, устроителям фестиваля, двум артистическим директорам ректору Бакинской консерватории азербайджанскому пианисту Фархаду Бадалбейли, и его близкому другу и коллеге российскому виолончелисту и дирижеру Дмитрию Яблонскому удалось правильно сконцентрировать концептуальную основу программ: от классических и современных фортепианных концертов до азербайджанского фольклора экзотики мугама и джазовых импровизаций.
Фархад Бадалбейли: «Я счастлив, что на азербайджанской земле проходит такой праздник музыки. Приехали выдающиеся музыканты: Оксана Яблонская, Лю Ши Кунь легендарный пианист, которого мы помним, последний раз он играл в Баку в 1958 году. Здесь очень много интересных музыкантов из разных стран из Израиля, Италии, Испании.
Конечно, не могу не отметить огромную роль Дмитрия Яблонского моего друга, выдающегося мастера, дирижера и виолончелиста, который был одним из инициаторов создания этого фестиваля. Это огромное событие для Азербайджана, в первую очередь потому, что это происходит не в столице, а именно в районе Азербайджана. Это вообще уникальное явление, такого не было никогда. Это древняя страна Габала, здесь когда-то проходили дороги Александра Македонского и римских легионеров. Это красивейшие места горы, леса, родники, прекрасная, изумительная вода, что в наше время редкость. Прекрасные отели, инфраструктура хорошая. Поэтому заниматься и проводить здесь фестиваль одно удовольствие »
В то же время конкурсная основа фестиваля вполне очевидна. Из двадцати двух пианистов в финал состязания прошли пять человек из Азербайджана, России, Хорватии и Японии. Так обладателем Гран-при стал выпускник российской академии им. Гнесиных 23-летний Илья Максимов. В настоящее время он совершенствуется мастерству в Барселоне у известного пианиста Станислава Почекина, который, кстати, присутствовал в жюри фестиваля. Еще один музыкант из Ростова на Дону Александр Яковлев выиграл вторую премию.
Горан Филипец (Хорватия) завоевал I место, Тогрул Гусейнли (Азербайджан) - IV, а японка Шимомура Мисако V место. III место жюри решило не присуждать. Кроме того, особых наград за лучшее исполнение произведений азербайджанских композиторов удостоились юная Наргиз Кенгерли из Баку, и российская эмигрантка Наталия Ландфед (США).
Владимир Виардо (американский пианист, член жюри): «Такие состязательные вещи вполне случайны. Сейчас очень много количественных и качественных изменений в конкурсах. Помните, Генрих Нейгауз когда-то сказал: «Вспомните, мое слово. Будет свой конкурс в Конотопе..» Тогда это звучало смешно, а сейчас это уже воплощение идеи. Конечно, существуют личные конкурсы, вроде крайневского, или моих: в Харькове и Далласе. Именные общие конкурсы тоже важная веха. Здесь главное премиальная составляющая. Постоянно происходят какие-то видоизменения. Может быть, это, и к лучшему. Массы незамеченных людей вовлекаются в такой процесс. К сожалению, в настоящее время мало думают о классике. Если оглянуться, в количественном отношении 20-30 лет назад в Чехословакии, или в Германии, молодые люди с партитурами сидели на концертах. Все это осталось в прошлом. Произошла замена. Наша надежда теперь, скорее, Восток. В азиатских странах концерты имеют более сосредоточенную атмосферу, чем в России.
В габалинском фестивале-конкурсе есть еще такая «незасеянная полоса» с культурным пространством, которая дает возможность надеяться на что-то другое, более оригинальное Есть традиционные европейские фестивали в Европе. Там чаще звучит камерная музыка. А вот в азербайджанской Габале, что мне особенно приятно, привлекаются люди, которые необязательно должны отвечать тем же самым устроителям, и всем тем, кто сюда приезжает. Свобода творческого общения непременный фактор сегодняшней жизни. И это надо учитывать. Азербайджанскому руководству удалось сохранить такую наивную атмосферу, еще нетронутую разложениями современной культурной жизни».
Израильский оркестр Ranaana Symphonietta под руководством Дмитрия Яблонского участвовал во многих концертах фестиваля. Дирижер радушно отзывается о своей работе с еврейскими коллегами.
Дмитрий Яблонский: «Я в Израиле дирижирую очень часто несколько раз в год. И сотрудничаю с этим оркестром уже несколько лет подряд. В принципе Ранаана это большой камерный оркестр, мы его на фестиваль увеличили до симфонического. Там играют люди из Филармонии, из Иерусалимского оркестра Очень важно, наверное, политически, что израильские оркестры приезжают играть в мусульманскую страну »
Среди особых событий фестиваля надо отметить прекрасные выступления приглашенных пианистов - темпераментного испанца Лионеля Моралеса, который проникновенно сыграл Рапсодию на тему Паганини Рахманинова, феерического итальянца, профессора Миланской консерватории Винченцо Бальцани. В его исполнении прозвучал 1-й концерт Ференца Листа. Виртуозные братья-близнецы Даниил и Александр Гурфинкель (представители знаменитой династии израильских кларнетистов) поразили своей фантастической игрой и великолепной техникой в Фантазии на темы оперы Ж..Бизе «Кармен». Скрипичную аранжировку Сарасате-Ваксмана блестяще преобразил для кларнетов израильский музыкант Евгений Левитас.
Манящая атмосфера open-air (концерты проходили на открытой площадке на территории отеля «Кавказ»): естественные звуки улицы, свежий горный воздух, иногда капли ночного дождя, сияние небесных звезд романтика для зрителей и артистов.
К сожалению, по независящим причинам, в Габалу не смог приехать Борис Березовский, выступления которого здесь так все ждали. Зрителям пришлось довольствоваться неординарной интерпретацией Второго концерта Рахманинова солиста Бакинской филармонии Мурада Адигозалзаде.
Записи с августовских концертов фестиваля слушайте в программе Концертный зал радио «Орфей» в субботу 29 августа в 20 часов
Галерея - Первый международный музыкальный фестиваль в Габале