17 августа исполняется 70 лет со дня рождения композитора Валерия Гаврилина (1939-1999). Прикосновение к его музыке рождает необыкновенное ощущение удивительной красоты, его мелодии завораживают правдивой интонацией, кажутся неожиданными, никогда не слышанными и до боли родными.
Валерий Гаврилин родился в одном из старинных центров русского севера городе Вологде. В 25 лет закончил Ленинградскую консерваторию сразу по двум специальностям как композитор и как музыковед-фольклорист. Широкое признание пришло к нему годом позже: цикл «Русская тетрадь» для женского голоса в сопровождении фортепиано на народные слова поразил свежестью и новизной звучания не только слушателей, но и искушенных композиторов Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Д. Кабалевского. «Это какая-то большая классическая музыка», сказал после премьеры вокального цикла растроганный до слез Д. Шостакович.
Композитору Гаврилину принадлежит ряд подлинных художественных открытий. Он создал целую галерею выразительных портретов, особенно женских, воплотивших в себе никем до него не подмеченные черты простого русского человека русского Севера, ввел в искусство жанр музыкальных представлений-действ, к числу которых относятся: «Военные письма» одно из оригинальных сочинений на тему Великой Отечественной войны, острая музыкальная сатира «Скоморохи», близкая психологической драме «Свадьба», «Пастух и пастушка» по В. Астафьеву и другие. Гаврилин вписал яркую страницу в историю одного из сокровенных жанров русской лирики романс (достаточно вспомнить его три «Немецкие тетради», «Вечерок», знаменитую «Русскую тетрадь»). Он создал современную, если можно так назвать, «Серьёзную массовую песню». Композитор обрел свой собственный стиль, неповторимое своеобразие которому придают северорусские музыкальные диалектизмы, введенные им в современную русскую музыкальную речь.
Гаврилин был убежден: путь к человеческому сердцу лежит через мелодию, проникнутую народной песенностью, через распетое поэтическое слово, через художественные образы, близкие простым людям. Он находил высокую поэзию в любых явлениях окружающей жизни, в том числе и в самых на первый взгляд обыденных. Он мог бы повторить слова И. Бунина «Не все ли равно про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле».