Вне всякого сомнения, есть артисты, которые даруют своей личностью миру не только феноменальные таланты, но и очаровательные человеческие натуры. Яркий пример тому – блистательный тенор Пласидо Доминго, уникальным концертом которого ознаменовалась в минувшие выходные подмосковная Luxury Village.

Фотограф - Алексей МолчановскийПласидо Доминго (Placido Domingo) поистине один из самых титулованных оперных певцов современности. Его достижения, награды и регалии неисчислимы. Его репертуар изумляет и обескураживает одновременно – 130 оперных партий. Но самое главное – он одухотворен некой созидательной активностью, причем одухотворен a priori - по своей незаурядной природе. В высшей степени эта одухотворенность, как известно, проявилась в музыке. Но если б не музыка, то было бы обязательно что-то еще.  И пусть сам Пласидо Доминго решительно не представляет свою жизнь в ином контексте, со стороны совершенно очевидно, что это человек с врожденным и очень мощным творческим потенциалом, который материализовался бы непременно.

Пласидо Доминго: «Боюсь, что день без музыки для меня невозможен, это все равно, что не дышать. Я, наверное, уже не должен петь. Лет двенадцать назад, когда я задумывался о своем возрасте, в котором нахожусь теперь, я был уверен, что, скорее всего, петь не буду. Однако я все еще пою. И я могу сказать наверняка, что не хочу, что бы в моей жизни был лишний день, в котором бы не было музыки. Но если я могу петь, я должен петь до тех пор, пока не остановлюсь…»

В определяющей степени тут стоит отдать должное национальной особенности. А Пласидо Доминго – это, конечно, выразительный испанский темперамент, неутомимый, экспрессивный, страстный… Музыкой он буквально экзальтирован. Сегодня, когда певец выходит на сцену, в последнюю очередь задумываешься о том, что он почти разменял седьмой десяток лет. Доминго поглощает сценическое пространство – он заполняет его своим драматическим, массивным тенором, необыкновенной харизмой и непременно нервом. Здесь и умение самозабвенно отдаваться процессу, и способность чувствовать публику, и замечательное качество эмоционально воодушевляться  зрительским восторгом. Ведь восхищает даже не сохраненный до сегодняшних дней профессионализм, а этот неподдельный живой интерес к своему занятию. Такие люди как-то особенно красивы в своей ненасытной любви к творчеству, к избранному делу.

Действительно, есть ли смысл давать какие-то оценки или характеристики, рассматривать отдельные качества исполнителя Пласидо Доминго, если этого человека уже воспринимаешь как явление? В способности петь – он профессионал, в манере держаться на сцене – маэстро, в своей любви к зрителю – потрясающий человек, в оперной истории – бесценное дарование…

Фотограф - Алексей МолчановскийПласидо Доминго необычайно восприимчив к своему слушателю, он очень ловко ловит настроение, угадывает эмоциональный фон. Ему интересно удивлять, пожалуй, это  для него даже некая сценическая потребность.  Удивить рублевскую публику Доминго удалось с блеском. На «бисы» он спел всеми любимые испанские хиты - "Besame mucho" и «Granada». По желанию Мастера зал пел вместе с ним. Это был момент чистого ликования и очаровательной непосредственности.

Не меньший шквал эмоций вызвало и исполнение партии Германа из оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама», естественно на русском. Здесь, пожалуй, возникло одно из тех диковинных ощущений, которое овладевает человеком, когда в какой-то неожиданный момент он вдруг обнаруживает в себе знание, нечто безусловно понятное ему. С такими же примерно чувствами встречаешь соотечественника в чужой стране, способного говорить с тобой на родном языке.

Впрочем, программа вечера была рассчитана на широкий вкус. Первое отделение было полностью отдано оперным шедеврам: «Сид» Жюля Массне, арии из опер «Адриана Лекуврер» и «Арлезианка» Франсеко Чилеа, «Луиза» Густава Шарпантье… На сцену вместе с несравненным Доминго выходила молодая аргентинская певица, сопрано Виргиния Тола (Virginia Tola). Первый акт завершился замечательным Дуэтом с черешнями из оперы Пьетро Масканьи «Друг Фриц» - с настоящими черешнями и лепестками роз. Вторым отделением концерта владела исполненная страстного испанского колорита сарсуэла, так горячо любимая самим Доминго.

Было в этом концерте место и исключительно инструментальному исполнению – так, например, вечер открылся увертюрой к опере Россини «Севильский цирюльник», а после арии Германа прозвучал не менее славный полонез из оперы «Евгений Онегин». Симфоническим оркестром Московской консерватории дирижировал Юджин Кон (Eugene Kohn), который уже долгое время сотрудничает с Пласидо Доминго. Всего за несколько дней репетиций московскому оркестру удалось обрести нужное единение с дирижером и артистами. По крайней мере взаимная чуткость была налицо.

Юджин Кон: «Мне доставило большое наслаждение работать с молодыми музыкантами этого оркестра. Наши репетиции проходили в Большом зале Московской  консерватории. Этот зал, в котором я уже бывал, напомнил мне о том, что он является одним из лучших концертных залов мира. И это большая честь для меня - репетировать там. Кроме того, музыканты, с которыми мне довелось работать здесь, в очередной раз подтвердили то, что Москва находится среди ведущих музыкальных мировых центров. Тут очень высокая культура оркестровой музыки и очень высокий уровень подготовки музыкантов в России».

Фотограф - Алексей МолчановскийВиргиния Тола стала несомненным украшением этого вечера, добавив ему и прелести и многогранности. У нее действительно красивое сопрано и дарование это очевидно. Но, выходя на сцену с Пласидо Доминго, она не кажется наравне с ним. Есть что-то такое, что не позволяет восхищаться ею до конца. Здесь не хватает то ли опыта, то ли шарма… Правда испанская сарсуэла, видимо близкая Виргинии по южной природе, раскрыла в ней новое качество – здесь появилась какая-то игра и обаяние, танцевальная динамика, движение.

А подмосковная Барвиха в этот день буквально преобразилась. Тут можно было увидеть разнообразие изысканных нарядов, дорогих машин и красивых женщин. В лучших традициях светского приема гостям предлагалось шампанское, миниатюрные закуски и десерты, а в фойе шикарного театра Luxury Village расположилась выставка часов фирмы Rolex, при поддержке которой и проходил концерт. Среди почетных гостей можно было увидеть директора Пушкинского музея Ирину Антонову, знаменитого российского тенора Зураба Соткилаву с супругой, директора Михайловского театра оперы и балета в Петербурге Владимира Кехмана, который специально приехал сюда вместе с выдающейся оперной певицей Еленой Образцовой.

Есть, однако, в российской богеме зияющий изъян, который заключается, пожалуй, в элементарной нелепости. Недаром сегодня центр московской элиты, так называемая Рублевка, зачастую ассоциируется с банальным дурновкусием. На деньги, за которые предлагалось сходить на концерт Пласидо Доминго, с не меньшим успехом можно было бы съездить в Италию на выступление прославленного певца,  при этом оплатить себе перелет и даже вполне приемлемый отель. И как тут не задаться вопросом о здравом смысле? Конечно, понятно, что исключительная и фешенебельная жизнь предполагает то, что она должна быть дорогой. Но не в пределах ли адекватного постижения?

Так или иначе, но в день 12 июля, создалось неясное впечатление, что многие пришли в Luxury Village не столько ради пения уникального тенора, сколько, чтобы «выгулять» свои шикарные туалеты. Иначе как объяснить то, что еще в течение пятнадцати минут после начала концерта по залу, путаясь в своих шлейфах, блуждали запоздавшие гости в поисках собственного места? Но все это, конечно, мелочи – и для истинных ценителей искусства, да и в сравнении с масштабом личности Пласидо Доминго. Ведь самое печальное лишь то, что здесь нет того трепета, который, казалось бы, должен был возникать сам собой…

 Галерея - Концерт Пласидо Доминго и Виргинии Тола в Барвихе Luxury Village

 Мария Юрченко - корреспондент радио "Орфей", фотограф - Алексей Молчановский



Вернуться к списку новостей