24 и 25 июля Московский академический Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представит балетный вечер «Хореографические шедевры XX века». В программе три одноактных балета: «Na Floresta», созданный испанским балетмейстером Начо Дуато, «Маргарита и Арман» в постановке классика английского балета Фредерика Аштона и «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева.
Из трех перечисленных балетов лишь «Призрачный бал» хорошо знаком московским зрителям. Этот поэтичный шедевр Дмитрия Брянцева на музыку Фредерика Шопена был отмечен всевозможными призами и наградами и, по признанию критиков, стал лучшим сочинением одного из самых ярких российских балетмейстеров ХХ века.
Два других произведения - премьерные в России.
Впервые российский театр сотрудничает с балетмейстером Начо Дуато. Дуато - руководитель Национального балета Испании, который он возглавляет с 1990 года, известный европейский хореограф. Его постановки входят в репертуар Нидерландского театра танца, Королевского балета Великобритании, Американского театра балета, Австралийского балета, Большого балета Канады, Немецкой оперы и многих других театральных трупп мира. Начо Дуато сформировался как хореограф под крылом Иржи Килиана, сначала участвуя в постановках Нидерландского театра танца, а затем став одним из его штатных самостоятельных постановщиков. Премьера одноактного балета «Na Floresta» состоялась в 1990 году в Гааге и прошла с феноменальным успехом.
Величественный триптих на музыку Вила Лобоса, воспевающий красоту амазонских лесов, родился, как и другие композиции Дуато, из «редкой смеси босоногой неоклассики и вольной суммы канонов современного танца», где «яростность эмоций черпается из фольклора, который для Дуато источник фундаментального тока жизни. Балеты испанского хореографа нежны, чувственны, поэтичны. Средиземное море, природа и культура Испании красиво и гармонично слились с музыкой и танцем».
Фредерик Аштон основоположник английского классического балета, первый выдающийся английский хореограф. Он сформировал балетную труппу театра Ковент Гарден, пользующуюся сегодня огромным авторитетом. Балеты Аштона идут в разных театрах мира. «Маргарита и Арман» - произведение особое. Балет на музыку Ференца Листа был поставлен в 1963 году для великой английской балерины Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева, тогда молодого танцовщика, только-только покинувшего Советский Союз и ставшего постоянным партнером Фонтейн. Долгие годы балет был неразрывен с этими двумя легендарными именами, и лишь в последнее время появились новые яркие исполнители заглавных партий в лице Сильви Гиллем и Николя ле Риша.
Среди источников, которые вдохновили Аштона на создание постановки, историки балета называют не только роман Дюма-сына «Дама с камелиями», но также его экранизацию с Гретой Гарбо в главной роли, фильм Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде», и в наибольшей степени преклонение хореографа перед творчеством Анны Павловой. Результатом стал самый лирический и романтический балет в наследии Аштона, шедевр, не подвластный времени.