22 июля исполняется 63 года выдающемуся российскому хореографу Борису Эйфману. «Теперь нет никаких сомнений в том, что хореограф Борис Эйфман - удивительный театральный волшебник…. Пожалуй, единственное, в чем можно еще сомневаться - это является ли он последним ведущим хореографом ХХ века или первым хореографом века XХI» - писал о нем Клайв Барнс из «Нью-Йорк Пост».

Борис Яковлевич родился 22 июля 1946 году в Рубцовске (Алтайский край). Окончил Кишиневское хореографическое училище и балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории (1972 г.). Творчество Бориса Эйфмана вызывало взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков уже с первых его постановок. С 1970 по 1977 г. он был хореографом Академии русского балета им.А.Я.Вагановой, где поставил спектакли "Жизни навстречу", "Души прекрасные порывы", "Русская симфония", "Фантазия", "Прерванная песня". В 1975 году состоялась премьера спектакля "Жар-птица" на музыку И.Стравинского на сцене Кировского театра.

В 1977 году Эйфману удалось создать собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте, который уже в 1990-е годы был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана, и которым он руководит по сей день.Он изначально возник как авторский, театр одного хореографа, что для тех лет было явлением уникальным. В театре под руководством Б.Я.Эйфмана оформилась балетная труппа с особым пластическим мышлением. Артисты, блистательно владея классическим танцем, обладают даром перевоплощения. Эйфман, являясь создателем новой актерской школы, определяет искусство балета прежде всего как духовный процесс.

Первые постановки, такие, как "Двухголосие" с Аллой Осипенко и Джоном Марковским, балет "Бумеранг", на музыку группы "Pink Floyd", о котором "Нью-Йорк Таймс" опубликовала статью под заголовком "Борис Эйфман - человек, который осмелился", принесли балетмейстеру репутацию "хореографического диссидента".

За годы своей плодотворной деятельности Б.Я.Эйфман создал около 50 балетов, по его спектаклям создан ряд телевизионных фильмов-балетов, а также многие телевизионные передачи, посвященные его творчеству. Значительное место в творчестве театра заняли спектакли, поставленные по мотивам произведений классиков мировой литературы. Балетмейстер первым на балетной сцене обратился к творчеству Достоевского. Спектакль "Идиот" стал заметным событием в культурном мире. Затем последовали "Поединок" (по повести Куприна), "Мастер и Маргарита" (по роману Булгакова), "Тереза Ракен" (по роману Золя). Среди последних работ хореографа, получивших мировое признание, - "Реквием", "Чайковский", "Дон Кихот, или Фантазии безумца", "Карамазовы", "Красная Жизель", "Мой Иерусалим", "Русский Гамлет", "Дон Жуан и Мольер".

Ныне театр, возглавляемый Б.Я.Эйфманом - это коллектив, пользующийся неизменным успехом в стране и за рубежом; он завоевал мировое признание, постоянно гастролируя по всему миру.

 

Голландская мастерская стала победителем конкурса на реконструкцию Дворца Эйфмана

Вернуться к списку новостей