16 июля в Санкт-Петербурге, в Российской национальной библиотеке, в рамках международного фестиваля «Академия православной музыки» открывается экспозиция древнерусских певческих рукописей. На выставке будут экспонироваться западноевропейские, византийские и русские церковно-певческие рукописи Х - XIX вв.
Основную часть выставки составят древнерусские рукописные книги, созданные на разных этапах развития церковного пения в России. В их число войдут как богослужебные рукописи, так и музыкально-теоретические руководства (певческие азбуки). Кроме того, будут продемонстрированы старообрядческие нотированные рукописи, художественное оформление которых свидетельствует о высоком уровне мастерства их создателей.
Для обозрения будут представлены греческое и древнерусское Евангелия, включающие систему особых знаков (экфонетическую нотацию), благодаря которой осуществлялось чтение на распев евангельских текстов за богослужением. Это Трапезундское Евангелие X в. (факсимиле), названное так в связи с тем, что оно было подарено русскому императору Александру II Трепезундским митрополитом Константием в 1858 г., а также Остромирово Евангелие (факсимиле), написанное в 1057 г. по заказу новгородского посадника Остромира.
К особо ценным рукописям, имеющим мировое значение, относится Благовещенский кондакарь древнерусский певческий памятник XII - XIII вв., нотированный особой, не имевшей аналогов в Византии, кондакарной нотацией.
Из западноевропейских рукописей будут показаны нотированные книги и их фрагменты, созданные во Франции и Германии в XIXV вв. Византийское церковно-певческое искусство представят рукописи того же времени, собранные русскими библиофилами в греческих монастырях.