В Эйзенахе (на родине Иоганна Себастьяна Баха), проходит выставка «Кровь и дух», посвященная отношению к творчеству Баха и Мендельсона при нацизме. Все знают, что «придворным» композитором нацистов был Рихард Вагнер. Но далеко не всем известно, что именно Баха они считали «самым немецким из немцев», исполняли его музыку на партийных съездах и почти ежедневно крутили ее на радио.
В 1935году в нескольких немецких городах прошли фестивали, посвященные 250-летию со дня рождения Баха. «Reich Bach Festival» в Лейпциге посетили лично Гитлер и Геббельс. Посетителей «баховской» галереи встречают звуки Бранденбургского концерта № 1, на которые наложена речь Геббельса.
Вторая галерея посвящена Мендельсону, композитору, который спустя 100 лет после смерти Баха сделал его музыку достоянием концертных залов. Отношение к Мендельсону нацистов определялось его еврейским происхождением. В 1936 году за ночь был демонтирован памятник композитору в Лейпциге.
Сложнее оказалось отказаться от его музыки, очень популярной среди немцев. Формального запрета на ее исполнение не было. Но все же нацисты пригласили нескольких авторов, чтобы они «арианизировали» концертную увертюру «Сон в летнюю ночь» с ее знаменитым «Свадебным маршем». Среди этих авторов был Карл Орф («Кармина Бурана»).
Выставку в Эйзенахе, которая
продлится до 8 ноября, уже посетило около
15 тысяч человек. Экспозиция вызвала неоднозначную оценку у публики и критиков.