Серию немецких музыкальных проектов на Петербургском музыкальном фестивале искусств «Звезды белых ночей» трудно представить без вагнеровских опер.  Художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев ежегодно включает в программы грандиозную тетралогию «Кольцо Нибелунга». Это один из самых впечатляющих по своему исполинскому размаху оперных ноу-хау Мариинки. Гергиев сознательно замышлял долгую сценическую судьбу «Кольца». Обойтись без разных режиссерских концепций все равно бы не удалось.

В 2000 году «Золото Рейна» ставила немецкая команда: режиссер Иоганнес Шааф и художник Готфрид Пильц. Спустя год, Пильц осуществил сценографию «Валькирии». Ну а «Зигфрида» и «Гибель богов» в дальнейшем реализовали Георгий Цыпин и московский режиссер Владимир Мирзоев. Причем, Валерий Гергиев был художественным руководителем постановки. Для «Золота Рейна» и «Валькирии» они разработали ту же самую художественную концепцию. С тех пор мариинское «Кольцо» было показано с большим успехом почти на всех ведущих театральных сценах мира.

 

 

Время накладывает неизгладимый отпечаток на любой сценический проект. Вот и решили в этом году немного видоизменить режиссерское оформление «Кольца». Пригласили молодого малоперспективного режиссера Александра Зелдина, который успел неудачно реализовать полусценические версии «Испанского часа» Равеля и «Джанни Скики» Пуччини на сцене Концертного зала Мариинки, и маститого европейского видеодизайнера Свена Ортеля, создателя уникальных цифровых технологий на театральных сценах.  В последнее время Свен Ортель сотрудничает со многими знаменитыми режиссерами, включая Майкла Блейкмора, Робера Лепажа, Тревора Нанна, Франческо Замбелло и Джонатана Кента.

Цыпинские монстры-великаны остались нетронутыми, азиатская стихия сценографии оказалась вполне универсальной для вагнеровского мифа, даже костюмы Татьяны Ногиновой соответствуют архаичной эстетике древних легенд. Художник по свету  Глеб Фильштинский концептуально решает задачи спектакля – насыщенная цветовая гамма еще больше усиливает масштаб сценического пространства. О режиссерских находках Зелдина говорить особо не приходиться, разве что, в «Золоте Рейна» и в «Гибели Богов» добавлены импозантные мизансцены и абстрактные пластические движения.  Режиссер по пластике - Томаш Выгода.

Валерий Гергиев считает нынешнюю постановку «Кольца» вполне традиционной и закономерной:

«Мы опирались, прежде всего, на то давно и прочно найденное, освоенное и всегда подтверждавшее силу этого цикла. А попробовали мы в связи с тем, что мир идет вперед, есть новые технологии, в основном касающиеся видеоинсталяций в этом спектакле.  Они еще не завершены, они в процессе обогащения… Это только начало, мы еще будем работать. В ближайшие дни и недели мы покажем «Кольцо» в Лондоне. Этот процесс не дошел еще даже до середины. Он может дать определенное усиление, обогащение… В режиссуре тоже – 70 процентов мы и не думали менять, нам не нужны какие-то здесь «хирургические» операции. Артисты чувствуют себя очень уверенно в эмоциональном мире. Совершенно неважно слева или справа выходит человек, важно, с чем он выходит. В связи с появлением видео – возникли совершенно другие задачи, в обще-визуальном плане нужна большая точность. Ты уже должен знать, что за твоей спиной происходит нечто, чего не было раннее…»

 

 

Музыкальная сторона спектаклей заслуживает высокой оценки. Прежде всего, это мощные вагнеровские голоса мариинских солистов:

Зигфрид - Леонид Захожаев, Виктор Луцюк

Брунгильда - Ольга Савова, Ольга Сергеева,  Лариса Гоголевская

Коварные Нибелунги:  Миме - Андрей Попов,  Василий Горшков

 Альберих - Николай Путилин

Алчные великаны Фазольт и Фафнер - Вадим Кравец и Геннадий Беззубенков

Оркестр Мариинского театра, ведомый харизматичным Гергиевым, звучал грозно и вызывающе.

 

Через несколько недель «Кольцо нибелунга» труппа Мариинского театра представит на сцене лондонского Ковент-Гардена. В преддверии английских гастролей на петербургских показах вагнеровских опер присутствовали  журналисты ведущих британских изданий - «Times» и «Daily Telegraph». Был и такой известный писатель, актер и телеведущий, как Стивен Фрай. В настоящее время он снимает на BBC фильм о Вагнере. Естественно, английскому актеру было интересно ознакомиться с режиссерской и музыкальной концепцией Мариинского театра. Несмотря на то, что все спектакли заканчивались далеко за полночь, благодарная петербургская публика приветствовала горячими овациями неутомимых артистов.

 

Ссылки по теме:

Концерт Анны Нетребко в рамках фестиваля «Звезды белых ночей»

"Звезды белых ночей" - присуждение премии "Новые голоса Montblanc"

"Звезды белых ночей" - концертное исполнение оперной дилогии Гектора Берлиоза "Троянцы"

"Звезды белых ночей" - Джанандреа Нозеда продирижировал оркестром Мариинского театра в рамках Бетховенского цикла

"Звезды белых ночей" - Гастроли хора и оркестра Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля

"Звезды белых ночей" - гастроли оркестра Мюнхенской филармонии

"Звезды белых ночей" - оперы "Красная линия" и возобновленный "Мазепа"

В Петербурге стартует музыкальный фестиваль искусств "Звезды белых ночей"

Вернуться к списку новостей