7 июля день рождения великого немецкого композитора и выдающегося дирижера Густава Малера. «Сатана и Бог ведут борьбу за обладание его душой, но, кажется победы ни тому, ни другому не испытать. Стоит за ними некто третий непокорное и гордое человеческое «я», изведавшее все бездны и неустрашимо взирающее на эту борьбу», - так писал об этом композиторе музыковед Александр Оссовский.
Сейчас кажется крайне странным, что музыка Малера всегда говорящая искренне и просто была непонятна современникам. А, между тем, Малера можно назвать непризнанным композитором. Вот что пишет его близкий друг, знаменитый дирижер Бруно Вальтер: «в июне 1894 года по всей музыкальной прессе прокатился вопль негодования - отзвук исполнявшейся Первой симфонии Малера. Судя по критическим отзывам, это произведение своей пустотой, банальностью и нагромождением несоразмерностей вызывало справедливое возмущение. Помню, с каким волнением я проглатывал газетные отчеты об этом концерте; я восхищался неизвестным мне смелым композитором и страстно мечтал познакомиться с этим необыкновенным человеком и его сочинением».
Малер действительно был совершенно необыкновенным человеком. От природы пылкий, обаятельный и общительный, он часто сталкивался с апатией и ленью оркестрантов, - и становился язвительным, горько ироничным, но никогда не уступал. Конечно, вспыхивали конфликты, из-за которых Малер нередко терял работу так было и в Лейпциге, и в Будапеште, и в Вене, и в Нью-Йорке, - но композитор вел себя по-прежнему. По словам Бруно Вальтера, «самой сильной стороной Малера-дирижера был его душевный жар», благодаря которому «музицирование превращалось в обращение души к душе».
Таким же «обращением души к душе» можно назвать и музыку Малера, - Девять симфоний, «Песнь о земле» и вокальные циклы. Славы дирижера, все более шумной, он, казалось, вовсе не замечал. А славы композитора так, в общем, и не дождался.
Музыка Малера предельно серьезна. Танцевальные и созерцательные эпизоды симфоний лишь оттеняют искреннее высказывание, всегда словно «с последней прямотой».
«Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями», - так начинается роман «Другие берега» Владимира Набокова. Так могло бы начинаться литературное описание симфоний Малера. И точно так же, как этот писатель, композитор мог бы сказать о себе:
«Я готов был стать единоверцем последнего шамана,
только бы не отказаться от внутреннего убеждения,
что себя я не вижу в вечности
лишь из-за земного времени,
глухой стеной окружающего жизнь.
Я забирался мыслью в серую от звезд даль,
но ладонь скользила все по той же совершенно непроницаемой глади.
Я отказывался от своего лица,
чтобы заурядным привидением проникнуть в мир,
существовавший до меня».
Каждая из симфоний Малера это новая попытка «пробиться к своей вечности». Но ни религия, ни сияние Природы, ни ирония, ничто не могло утолить его смятения, идеалы вспыхивали и гасли один за другим. Оставались только отчаяние, исступленная любовь к этому миру, и клубящийся впереди сумрак.
Еще совсем молодым, композитор сказал однажды: «Я ничему не в силах радоваться до конца, и самую веселую мою улыбку сопровождают слезы». А в последних сочинениях Малера не всегда есть место даже таким, печальным, улыбкам.