3 июля - день рождения выдающегося
российского баса Марка Осиповича
Рейзена. В 1985 году праздновалось
90-летие певца. Большой театр решил
поставить оперу Чайковского «Евгений
Онегин», в которой в свое время Рейзен
блистал в роли Гремина. Красивое,
проникновенное пение сочеталось у Марка
Осиповича с благородством, достоинством.
Словом, это был настоящий князь. И вот
руководство театра спросило певца,
сможет ли он высидеть в ложе всю оперу.
На что тот ответил, что хочет спеть
Гремина. И спел! В 90 лет! Этот случай
попал в книгу рекордов Гиннеса. А за
пять лет до этого юбилея Рейзен записал
двойную пластинку с романсами и песнями
Рахманинова, Мусоргского, Шуберта,
Шумана
Долгая жизнь Марка Рейзена (97 лет!) была насыщена разного рода событиями. Он родился в 1895 году в семье, в которой было пятеро детей. Отец ведал погрузкой угля на станции, мать занималась хозяйством, семьей и родителями мужа. Как вспоминал в своих автобиографических записках певец, в доме музыку любили все. «Рояля не было, но были мандолина, балалайка, гитара, гармонь. На этих инструментах играли все дети, и часто по вечерам из членов семьи составлялся своеобразный музыкальный ансамбль», писал Рейзен.
В Первую мировую войну Марк Осипович был зачислен в Финляндский стрелковый полк, за храбрость в бою награжден Георгием 4-й степени. Война свела Рейзена с корнетом Емельяновым, общий язык они нашли на почве музыки. Вместе они собрали оркестр народных инструментов, в репертуаре которого были русские и украинские народные песни, романсы, солдатские песни После ранения и госпиталя Рейзен поступил в Харьковский технологическмй институт, но любовь к музыке победила.
Летом 1928 года он получил предложение выступить с концертами в Европе и Северной Америке, но отказался, хотя опыт у певца был уже солидный: он пел в Харьковской опере, а с 1925-го года в Ленинградском театре оперы и балета. Он пел Бориса, Собакина, Руслана, Досифея, Сальери в «Моцарте и Сальери» Римского-Корсакова. В 1930 году Рейзен стал солистом Большого театра, на сцене которого он выступал около 30 лет, а затем преподавал в Институте имени Гнесиных, заведовал кафедрой сольного пения в Московской консерватории.