3 июля 1854 года родился знаменитый чешский композитор Леош Яначек. Он занимает в истории чешской музыки XX века такое же почетное место, как в XIX в. его соотечественники Б. Сметана и А. Дворжак. Именно эти крупнейшие национальные композиторы, создатели чешской классики, вывели искусство этого музыкальнейшего народа на мировую арену. Чешский музыковед Я. Шеда набросал следующий портрет Яначека, каким он сохранился в памяти соотечественников: «...Горячий, вспыльчивый, принципиальный, резкий, рассеянный, с неожиданными переменами настроений. Был он невелик ростом, коренаст, с выразительной головой, с густыми волосами, лежащими на голове беспорядочными прядями, с насупленными бровями и искрящимися глазами. Никаких потуг на изящество, ничего внешнего. Был он полный жизни и порыва упрямец. Такова и его музыка: полнокровная, лаконичная, изменчивая, как сама жизнь, здоровая, чувственная, горячая, увлекающая за собой».
Яначек принадлежал к поколению, жившему в угнетенной стране (долго находившейся в зависимости от Австрийской империи) в реакционную эпоху - вскоре после подавления национально-освободительной революции 1848 года. Композитор родился в краю густых лесов и старинных замков, в небольшой горной деревушке Гуквальды. Он был девятым из 14 детей учителя средней школы. Его отец, кроме других предметов, преподавал музыку, был скрипачом, церковным органистом, руководителем и дирижером хорового общества. Мать также обладала незаурядными музыкальными способностями и познаниями. Детство будущего композитора было бедным, но здоровым и привольным. Он навсегда сохранил душевную близость к природе, уважение и любовь к моравским крестьянам, которые были воспитаны в нем с малых лет.
С одиннадцати лет мальчик начинает зарабатывать на хлеб, поступив в хор одной из церквей города Брно. Затем он работает помощником учителя, органистом, а позднее учителем. Учёбу Яначек продолжил в Лейпциге и Вене. К этому времени, около 1880 года, он уже был известен своими хоровыми произведениями, сочинениями для струнных оркестров, скрипичными и фортепианными сонатами, а также песнями. Яначек писал теоретические статьи, редактировал сборники моравских народных песен.
Творческая деятельность Яначека развернулась в полную силу в начале 1900-х годов, когда была поставлен его опера «Енуфа» («Её падчерица»), успех которой вдохновил композитора на дальнейшее творчество. Значительный интерес представляют оперы Яначека «Начало романа» (написана ещё до «Её падчерицы»), а также «Судьба».
Вскоре появился песенный цикл «Дневник пропавшего», оркестровая рапсодия «Тарас Бульба», с огромным успехом ставились оперы «Катя Кабанова» и «Лисичка-плутовка». К числу выдающихся произведений композитора принадлежат также кантата «Амарус!фортепианный цикл «По мшистой тропинке», симфоническая поэма «Бланикская баллада», первый струнный квартет, написанный под влиянием «Крейцеровой сонаты» Толстого, квинтет «Юность» для духовых инструментов, Древнеславянская месса, симфониетта и несколько квартетов. Последняя опера Яначека «Из мёртвого дома» написана на тему «Записок из мёртвого дома» Достоевского.
Искусство Яначека на закате его жизни получило всеобщее признание в Германии, Англии и Америке. Он преподавал в Пражской консерватории, получил много наград.