6 и 7 июня в подмосковной усадьбе «Архангельское» состоялся шестой по счету Международный джазовый фестиваль «Усадьба. Джаз». Микс получился неоднозначный разнообразие замечательной музыки под нескончаемым дождем. Во второй день этого музыкального ненастья здесь побывала корреспондент радио «Орфей» Юрченко Мария.
Слов о погоде, наверняка, уже было сказано немало. И это закономерно, потому что, как показал опыт, понятия «open-air» и «дождь», мягко говоря, не бьются друг с другом, а погода в подобных мероприятиях имеет, поистине, первостепенное значение. А потому на этот раз многие морально неподготовленные и настроенные на weekend на природе больше чем на прослушивание музыки оказались весьма разочарованы. Впрочем, погода это явление непредсказуемое и, к сожалению, не зависящее ни от личных пожеланий, ни от возможностей организаторов, а фестиваль событие, которое требует заблаговременной подготовки. В этом и кроется тот момент несовпадения, который за шесть лет проведения форума, случился, можно сказать, впервые.
А те, кому все-таки удалось абстрагироваться от ненастья, обнаружили за пеленой дождя много интересного и занимательного. И, прежде всего, это, конечно, музыка. Вообще, что радует в проекте «Усадьба. Джаз», так то, что это действительно, единственный в России музыкальный open-air такого масштаба, не связанный с рок-культурой. И хотя фестиваль пропагандирует себя как джазовый, музыка, которая на нем исполняется, выходит далеко за рамки джаза как такового, и нет-нет, но так и норовит обернуться роковым звучанием. Это ни в коей мере не умаляет достоинств фестиваля - наша публика все-таки любит рок и всегда ему рада, тем более, что на сегодняшний день этот жанр все чаще предстает в совершенно необычных арт-подачах. Так, хедлайнером фестиваля в первый день стал один из самых самобытных в своей полистилистике отечественных рок-коллективов группа «Аукцион».
В течение двух фестивальных дней на пяти площадках «Усадьбы. Джаз» можно было услышать инструментальный авангард от Алексея Айги и его оригинального ансамбля 4’33, этно-фанк в исполнении молодого коллектива «Zventa Sventana», рок-диксиленд от группы «Видели! Знаем», довоенные берлинские шлягеры на русском языке от стильного Олега Нестерова и его «Капеллы берлинских почтальонов», московский ска-фанк от группы «Гренки» Все эти исполнители не имеют прямого отношения к джазу, тем не менее, они замечательно вписались в атмосферу фестиваля.
Вообще, VI «Усадьба. Джаз» получилась музыкально очень универсальной и разноплановой. Здесь каждый мог найти что-то созвучное своим вкусам и пристрастиям. В дождливое воскресенье, например, большой популярностью пользовалась танцевальная площадка «Каприз». Помимо того, что здесь можно было относительно комфортно укрыться от дождя в Юсуповской колоннаде, на сцене играли зажигательные кубинские танцы, которые, казалось, своей природной энергией противостояли непогоде, создавая на контрасте то солнечное настроение, которого так всем не хватало.
На сцене «LiveJournal дЖЖем» преимущественно собралась молодежь по интересам. Во-первых, эта площадка объединила блоггеров сверх-популярного интернет-сообщества «LiveJournal» («Живой Журнал»), во-вторых, выступали тут молодые профессиональные коллективы, не известные пока широкой публике, но все так же связанные с «LiveJournal». Ну и, наконец, тут играла та бесшабашная и необузданная музыка от восходящих музыкальных групп, у которых среди поклонников друзей пока больше, чем слушателей со стороны. В этой атмосфере заочного и личного знакомства, непосредственности и свободного творчества продолжали веселиться и под неумолимым дождем.
Настало самое время рассказать о джазе чистом, классическом, без дополнений и вариаций, который играл на сцене «Аристократ» в Парадном дворе. Задумано тут все было роскошно и в лучших традициях: зрители должны были располагаться в креслах, ведущим был замечательный Святослав Бэлза, играли самые титулованные музыканты из джазового мира, замечательная акустика Конечно, столь изысканная концепция была рассчитана исключительно на высокое наслаждение музыкой, в атмосфере красоты и спокойствия. К сожалению, из-за непогоды эта площадка оказалась, пожалуй, самой некомфортной, и не только потому, что на мокрых креслах сидеть было неудобно и холодно, а весь антураж как-то разрушился. Серьёзный и созерцательный джаз не располагал к движению. И тут возникал мучительный диссонанс между физическим и духовным, когда слушать было некомфортно, а танцевать неуместно. Особенно ярко это почувствовалось на выступлении итальянского коллектива «Danilo Rea Trio», который играл потрясающе красивый, очень мелодичный, классический джаз с преобладающим звучанием фортепиано и долгими инструментальными соло.
В рамках «Аристократа» невозможно пройти мимо совместного выступления Квартета Олега Киреева и американского вокалиста Николаса Бирда (Nicolas Beardе). Это люди, которым все-таки удалось развеять и раскрепостить замерзшую публику. Харизматичный и крайне обаятельный Николас Бирд буквально очаровывал со сцены. Тут был и знакомый джазовый вокал, как будто из ретро-фильмов, и контакт со слушателем, и эмоциональное выступление, и забавное, но почему-то приятное: «Sorry for the rain»
Закрывала VI «Усадьбу. Джаз» на самой «звездной» и большой его площадке «Партер» всеми любимая и особенно долгожданная в этот день Нино Катамадзе, неизменно с группой «Insight». Дива фестиваля, как и всегда своим выступлением привнесла море позитивной, светлой и музыкальной энергии. «Вы устали? Давайте вместе попросим дождик, что бы он больше не лил, пока мы не вернемся домой ».
Дождя, действительно почти не было за время выступления Нино Катамадзе. И очень приятно, что многие ассоциировали это обстоятельство именно с ее словами. Тут уж эйфория впервые и в полной мере за весь день захлестнула «Архангельское». Нино исполнила выразительную, подвижную и мощную программу без привычного чередования с лирическими композициями. Лишь в середине концерта прозвучала всеми обожаемая «Once in the street», и в самом завершении, когда певица уже несколько раз пообещала последнюю песню, она исполнила «Olei» и «Сулико».
«Усадьба.Джаз» - это фестиваль, джазовый скорее по духу. Когда на сцену выходят коллективы, в инструментальном составе которых есть контрабас и саксофоны, то это уже джаз, и пусть они играю ска или фанк с примесью электроники, в этом все-равно будет джаз. Просто потому, что здесь такой настрой
"Усадьба. Джаз" принесет лето в шестой раз (анонс)