28 и 29 июня Мариинский театр представит одно из самых значительных событий XVII Международного фестиваля «Звезды белых ночей» балет «Шурале». Это будет возвращение в репертуар театра сказочного балета на музыку татарского композитора Фарида Яруллина в хореографии легендарного Леонида Якобсона. В основе либретто лежит одноименная поэма татарского классика Габдуллы Тукая о девушке-птице Сюимбике, отважном охотнике Али-Батыре и злом Шурале.
Нынешнюю премьеру репетируют Евгения Образцова, Екатерина Осмолкина, Михаил Лобухин, Денис Матвиенко, Леонид Сарафанов, Александр Сергеев, Ислом Баймурадов.
История создания балета «Шурале» восходит к 30-м годам ХХ века. В 1934 году было принято постановление о создании театра оперы и балета в Казани. Сразу же в Московской консерватории начала работу татарская оперная студия, куда вошли студенты-композиторы, среди которых - сын народного музыканта, двадцатилетний Фарид Яруллин. Еще в Москве Яруллин вместе с молодым литератором Ахметом Файзиначал сочинил «Шурале». Вскоре балет был включен в репертуарный план нового казанского театра, премьера была запланирована на август 1941 года. Для работы над спектаклем в Казань прислали Леонида Якобсона, назначенного постановщиком первого национального татарского балета. Взявшись за работу, хореограф перекроил то, что было придумано либреттистом.
Для Яруллина эти переделки означали новый виток работы - он должен был быстро переработать написанное и дописать немало новых фрагментов. Сохранились даже рассказы, как для этого его запирали в номере главной казанской гостиницы «Совет», откуда он сбегал, спускаясь по водосточной трубе.
К июню клавир был полностью готов, но реализации замысла помешала война. Композитор Фарид Яруллин погиб на фронте в октябре 1943 года. В Казани балет был подготовлен к постановке и показан в марте 1945 года, но в другой хореографии.
Якобсон получил возможность завершить начатую работу только в 1950 году, когда «Шурале» решено было поставить в Ленинграде. Для театра имени Кирова была создана новая редакция балета - либретто окончательно переделано, а клавир заново оркестрован.
Через год после ленинградской премьеры балет Якобсона получил государственную премию, через пять лет был перенесен в Большой театр.
В Ленинграде партию Сюимбике танцевали Шелест, Дудинская, Зубковская, Али-Батыра - Брегвадзе, Сергеев, Макаров, Шурале - Бельский и Гербек; позднее в Москве в нем блистали Плисецкая, Кондратьева, Васильев. В других городах и в постановке других хореографов балет ставился в 50-70-е годы более 20 раз, но в историю балета вошел, прежде всего, как произведение Якобсона.