18 июня 1964 года скончался великий оперный дирижер Александр Шамильевич Мелик-Пашаев. Более 30 лет он стоял за пультом Большого театра, до самой кончины был его главным дирижером. И это были, наверное, самые блистательные, самые яркие годы за всю послевоенную историю театра. Его «Аида», «Борис Годунов», «Война и мир», «Кармен» легендарные спектакли, которые до сих пор вспоминают все, кому посчастливилось их видеть. Когда в 54 году Большой вознамерился ставить «Фиделио» Бетховена оперу, практически не имеющую исполнительских традиций на русской сцене немецкий дирижер Герман Абендрот, который тогда был на гастролях в Москве и взялся продирижировать одним из спектаклей, был потрясен, как Мелик-Пашаев подготовил ее с русскими певцами. И, конечно же, одно из самых великих его созданий, одна из вершин «Пиковая дама», где блистали лучшие из лучших Нэлепп, Лисициан, Вишневская
В июне 1931-го года в Москве в Большом театре давали «Аиду». Казалось, все должно было быть как и всегда спокойно, привычно и рутинно (древняя постановка, десятилетиями неменяющийся состав исполнителей). Новым лишь был дирижер. Он выглядел неприлично молодо всего 26!, был строен, подтянут, элегантен и артистичен. Интрига состояла в том, что этого молодого человека практически никто не знал. На том спектакле присутствовал патриарх Большого, «гроза музыкантов» главный дирижер Вячеслав Сук, и «Аида» была его любимым детищем. Все ждали шекспировских страстей, тем паче, что на календаре стояло 13 число. Однако вместо «бури» родилась легенда: 82-хлетний мэтр признал талант, и готов был уступить свой пост, и был уверен в том, что Большой театр приобрел в лице «этого мальчика» дирижера с огромнейшим потенциалом. Фамилия испытуемого была Александр Мелик-Пашаев. С его приходом в театре началась эпоха, которую потом назовут «золотым веком Большого». Мелик Пашаев простоял за пультом «главного театра страны» 33 года. Другие дирижеры до него приходили и уходили. Он же не расставался с этими стенами до конца жизни: ему стало плохо в театре, после репетиции увезли в больницу, из которой уже не вышел.
Говорят, что дирижеры долгожители. Увы, Александру Шамильевичу не было и 60-ти. Под его руководством создано более 30 спектаклей, которые составили гордость Большого театра. «Аида», «Фальстаф», «Травиата», «Кармен» «Отелло», «Война и мир», «Пиковая дама», «Князь Игорь», «Евгений Онегин» достояния не только русской, но и мировой культуры.
«Аида» это особый спектакль, вершина в творчестве Александра Шамильевича Мелик-Пашаев дирижировал им всю жизнь. Последний раз это случилось в апреле 64-го, незадолго до смерти.