17 июня 1882 года в семье оперного певца, ведущего баса Маринки, родился Игорь Стравинский. Ему суждено было стать великим композитором, определившим облик всего ХХ столетия. Немудрено: свое первое значительное сочинение Игорь Федорович написал в 1908 году, а последнее (законченное) в 1968-м. Уникальное творческое долголетие! Среди музыкантов ему нет равных; можно лишь вспомнить собрата по другому виду искусства, отмеченного столь же длинной и плодотворной жизнью, это Пабло Пикассо.
Помимо таланта, щедро отпущенного Стравинскому Богом, он был невероятно, фантастически работоспособен: работал по 18 часов в сутки, и даже в весьма преклонные годы, в возрасте 75 лет, он трудился очень много, почти 10 часов в день. Игорь Федорович был на редкость образованной личностью. Его интересовало практически всё: философия и религия, эстетика и психология, математика и история искусства; он много читал, читал всю свою жизнь, в его библиотеке в Лос-Анжелесе насчитывалось около 10 тысяч томов. Ну, а что же касается его творчества, охватывающего шесть десятилетий, то лучше самого Стравинского не скажешь: «Я вобрал в себя всю историю музыки».
И это правда: ранний, антиромантический русский период сменился периодом неоклассицизиа, поздние годы связаны с применением додекафонии, но без отказа от тональности. За этими сухими теоретическими словами кроется живая, очень оригинальная и разнообразная музыка, которая всегда и везде вызывала огромный интерес, а нередко и настоящий фурор.
Игорь Стравинский, русский по рождению, большую часть жизни прожил в эмиграции, от творил во Франции, Швейцарии, Германии, США; покинув Россию, он был потом гражданином Франции с 1934 года, а с 1945-го гражданином США. Несмотря на сложные отношения между Советским Союзом и Западом в течение многих десятилетий, что вызывало негативное отношение к творчеству «царя Игоря», все-таки на склоне лет композитору посчастливилось побывать на родине. Его концерты в Москве и Ленинграде в 1962 году явились, пожалуй, самыми незабываемыми событиями для очень и очень многих. Вероятно, и сейчас нет ни одного современного композитора, который бы не испытал на себе в той или иной степени влияние Игоря Стравинского.