Он прошёл долгий, блистательный и трудный путь триумфатора. Слава окружала его с юных лет до конца жизни. Яростные дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в своё время необычайно смелым, лишь способствовали росту его популярности и влияния.
Его называли "Рихардом вторым" - преемником Рихарда Вагнера. Рихард Штраус был наделён многими способностями и талантами, а главное - неистощимой творческой энергией.
Рихард Штраус родился 11 июня 1864 года в Мюнхене. В юности он получил от своего отца широкое, хотя и консервативное музыкальное образование - его отец Франц Штраус был первым валторнистом в Придворном мюнхенском оперном театре.
Ребёнком будущий композитор имел возможность посещать оркестровые репетиции Мюнхенского придворного оркестра, там же от ассистента дирижёра он получил частные уроки по теории музыки и оркестровке. Свое первое музыкальное сочинение - пьесу - Рихард написал в 6 лет. В это же время он попробовал написать увертюру для оркестра.
В одиннадцатилетнем возрасте под руководством мюнхенского дирижера Ф. В. Мейера мальчик начал постигать теоретические основы - гармонию, анализ форм, оркестровку. Участие в любительском оркестре помогло практически изучить инструменты, что оказало неоценимую помощь в дальнейшем. За пять лет юный музыкант настолько преуспел, что поступать в консерваторию оказалось излишним.
В 1882 году он поступил в Мюнхенский университет, где он изучал философию и историю - но не музыку - однако, год спустя покинул его и отправился в Берлин. Там он некоторе время учился, а затем получил пост ассистента дирижёра при Гансе фон Бюлове, заменив его в Мюнхене, когда тот вышел в отставку 1885.
Композиции этого периода весьма консервативны - в стиле Роберта Шумана или Феликса Мендельсона.
Стиль Штрауса начинает заметно меняться, когда он встречает Александра Риттера, известного композитора и скрипача и мужа одной из племянниц Рихарда Вагнера. Именно Риттер убедил Штрауса отказаться от своего консервативного юношеского стиля и приступить к сочинению симфонических поэм. Риттер также познакомил Штрауса с эссе Рихарда Вагнера и сочинениями Шопенгауэра. Штраус собирался дирижировать одной из опер Риттера, а позднее Риттер написал поэму по мотивам симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Смерть и просветление».
В 1889 Штраус переходит на службу в Веймарский придворный театр и одновременно с постановкой опер пишет свою симфоническую поэму "Дон-Жуан" , выдвинувшую его на видное место в мировом искусстве.
Штраусовский оркестр впервые засверкал здесь мощью рубенсовских красок, а в жизнерадостном герое поэмы многие узнавали автопортрет самого композитора, - отмечают специалисты. В 1889-98 гг. Штраус создает целый ряд ярких симфонических поэм: "Тиль Уленшпигель", "Так говорил Заратустра", "Жизнь героя", "Смерть и просветление", "Дон-Кихот". В них многообразно раскрылось огромное дарование композитора: великолепная красочность, сверкающее звучание оркестра, дерзкая смелость музыкального языка. Созданием "Домашней симфонии" (1903) завершается "симфонический" период творчества Штрауса.
В 1910 г. в творчестве композитора наступает перелом. В разгаре бурной дирижерской деятельности он создает популярнейшую из своих опер "Кавалер розы".
Творческое наследие Штрауса многообразно: оперы, балеты, симфонические поэмы, музыка к драматическим спектаклям, хоровые произведения, романсы. Композитора вдохновляли самые разнообразные литературные источники: это Ф. Ницше и Ж. Б. Мольер, М. Сервантес и О. Уайльд. Б. Джонсон и Г. Гофмансталь, И. В. Гете и Н. Ленау.
Композитор дал высокие образцы синтеза тщательно разработанного поэтического замысла с отменно продуманной и индивидуализированной музыкальной формой.
Исполнительская деятельность Штрауса как оперного и симфонического дирижера охватывает 65 лет. Он выступал в концертных залах Европы и Америки, ставил оперные спектакли в театрах Австрии и Германии.