Семен БычковВ Москве продолжаются концерты IV фестиваля симфонических оркестров мира. В минувшую субботу в Колонном зале Дома союзов выступил один из славных немецких коллективов – Симфонический оркестр Западно-Германского радио. Он был основан в Кельне в 1947 году. Известные и авторитетные маэстро возглавляли этот оркестр, среди них - Кристоф фон Донаньи, Зденек Мацал, Хироши Вакасуги, Гари Бертини, Ханс Вонк. С 1997 года пост главного дирижера занимает наш соотечественник, выпускник легендарной ленинградской школы Мусина – Семен Бычков.

Девять лет назад Кельнский оркестр во главе с Бычковым побывал с двумя концертами в Москве. Невероятно высокий уровень исполнения и потрясающий творческий потенциал музыкантов не могли оставить равнодушными публику и прессу. Руководство Фестиваля оркестров мира приняло решение в этом году еще раз пригласить этот коллектив в Москву. Семен Бычков необычайно рад возвращению в российскую столицу после долгого перерыва и участию в этом празднике симфонической музыки.

Семен Бычков: «Идея фестиваля замечательная в самом слове. Это праздник музыки, праздник коллег, которые приезжают со всего мира. И для публики это возможность в концентрированный период времени увидеть то разнообразие, которое существует в мире, и чем больше, тем лучше…»

Двенадцать лет руководства Симфоническим оркестром Кельнского радио – срок довольно большой для дирижера. Никто из предшественников Бычкова не проводил так много времени с этим оркестром. За эти годы маэстро удалось кардинально изменить звучание оркестра и репертуарную политику программ.

Семен Бычков: «Нас уже связывает двенадцать лет совместного музицирования. И вы знаете, за двенадцать лет мы многое очень пережили вместе, мы уже как семья получается. Это был оркестр всегда с очень сильной традицией современной музыки, как большинство немецких оркестров радио, которые были созданы после Второй мировой войны. Их задача была, в основном, - играть в студии и записывать. Они делали огромное количество заказов композиторов на новую музыку… Вот хамелеон, он меняет свой цвет в зависимости от ситуации, а мы должны менять наш звук и наше отношение к музыке в зависимости от той музыки, которую мы исполняем. Вот это качество, которое присутствует в артисте, пожалуй, является его огромным достоинством».

Случайность и непредсказуемость – повседневные факторы жизни любого человека, в том числе и у творческих людей. 6 июня исполнилось 10 лет со дня смерти выдающегося дирижера и педагога Ильи Александровича Мусина, у которого имел счастье учиться Семен Бычков. Дата московского субботнего концерта мистическим образом совпала с этим событием. Дирижер до сих пор вспоминает столь близкого ему человека.

Семен Бычков: «Трудно словами объяснить тот наплыв чувств, который происходит, когда я думаю о нем. Ту роль, которую он сыграл в моей жизни и жизни многих музыкантов, не только дирижеров, но и людей просто, связанных с музыкой. Это явление довольно частое, потому что он постоянно находится где-то недалеко от меня…

Что для Ильи Александровича было очень важным, это его собственное видение музыки, как человеческой речи. Музыка должна разговаривать. Те средства, которые он нам давал, это ведь средства для того, что бы что-то передать. Они сами по себе ничего не значат. А вот то, что ты хочешь передать – это уже большой вопрос, потому что в этот момент надо знать чего ты хочешь и почему. И после этого ты должен найти, как это сделать. И в этом смысле он был намного больше, чем педагог, который давал своим студентам техническое оснащение. Он это потрясающе показывал в последние годы своей жизни, когда снова его приглашали дирижировать в петербургской филармонии».

Симфонический оркестр Кельнского радио

Этот московский концерт маэстро Семен Бычков посвятил светлой памяти Ильи Мусина. Выбор немецкой программы – Вторая симфония Шумана и «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса – вполне закономерен. В трактовке Бычкова симфония Шумана предстала во всем своем многообразии романтических образов.

Семен Бычков: «Чем больше имеешь возможностей находиться в контакте с сочинением, тем все это становится интереснее и интереснее. Шуман – это новое явление в моей жизни. Я всегда очень любил его музыку и всегда боялся ее дирижировать. Интересно получается сопоставление Шумана со Штраусом, потому что, с одной стороны, они принадлежат к одной культуре и при этом относятся к двум разным векам. Потому что, если слушаешь Вторую симфонию Шумана, то без Шуберта и без Бетховена она не могла бы существовать. А «Альпийская симфония» Штрауса без третьей симфонии Малера и музыки Вагнера тоже не могла бы существовать. И вот получается очень интересная конфронтация двух миров, каждый из которых говорит на якобы том же  языке, а на самом деле находятся на довольно интересной дистанции».

Пантеистическая концепция «Альпийской симфонии» Штрауса покорила сразу с первых звуков оркестра. Ослепительно-красочный оркестровый колорит будоражил внимание слушателей каждую минуту. Эта симфония, своего рода, - дневник путешественника, во время прогулки по Альпам. Множество преград и неведомых событий ожидает героя в этом произведении. Бычков стихийно чувствует эту музыку. Маэстро добился от оркестра необычайной мелодической контиленности звучания. Буйство оркестровых красок, особенно в эпизоде грозы и бури, буквально наэлектризовало атмосферу Колонного зала.

Публика восторженно рукоплескала кельнским музыкантам и маэстро Семену Бычкову, который еще раз показал достойный и качественный уровень программы, отнюдь не создавая сумасшествия в оркестре, в отличие от своего другого коллеги, учившегося с ним когда-то в одном классе у профессора Мусина.

 

Фестиваль симфонических оркестров мира-2009:

Фестиваль симфонических оркестров мира – концерт Будапештского фестивального оркестра

Первые концерты в рамках фестиваля Симфонических оркестров мира - Концерт Национального оркестра капитолия Тулузы

Вернуться к списку новостей