Нынешний IV фестиваль симфонических оркестров мира проходит под знаком русского искусства. Мало того, что пять из шести дирижеров на нем россияне, так еще и открылся он нашей музыкой в исполнении иностранного коллектива.
Такого никогда раньше не было за всю историю этого форума. Но теперь это оказалось возможным, потому что несколько лет назад выпускник Владикавказского училища и Петербургской консерватории Туган Сохиев возглавил Национальный оркестр Капитолия Тулузы. И первое, что он там начал делать стал прививать французам интерес к сочинениям своих соотечественников: Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова и многих других. Этот эксперимент принес ощутимые плоды. Во всяком случае, и Праздничная увертюра Шостаковича, и «Симфонические танцы» Рахманинова, и «Пульчинелла» Стравинского в первый день фестиваля прозвучали очень свежо и разнообразно.
О том, как ему удалось скрестить французское с общероссийским в репертуаре Тулузского оркестра, говорит сам его художественный руководитель Туган Сохиев:
«Первое, что мы обсуждали, это была французская музыка. Но поскольку последние года три я работаю очень серьезно над русским репертуаром этого оркестра, и я знаю, насколько русская музыка важна для слушателей в Москве, мы подумали, что было бы неплохо показать русскую музыку в исполнении французского оркестра. Поскольку мы открываем фестиваль, мы решили его открывать именно русской музыкой. Это довольно такое дерзкое заявление. Но с самой первой репетиции я почувствовал, что у этих людей есть не просто понимание, не просто любовь к этой музыке, но та музыкальная интуиция и чутье, без которой исполнение русской музыки невозможно. Это подтверждается каждый раз многими произведениями».
В целом, коллектив из Франции оставил весьма приятное впечатление, что, надо сказать, не всегда происходит с гостями московского фестиваля. Оркестр Тулузы обладает отличной выучкой и железной дисциплиной. Ровно и компактно звучит, особенно у струнных и медных, и прекрасно слушается дирижера, хотя последнему еще не хватает обыкновенного жизненного и профессионального опыта. Но зато ему оставили хорошее наследство его предшественники, и таким подарком молодому маэстро грех не воспользоваться. Тем более, что у Сохиева есть и единомышленники в лице «отцов города», которые во всем идут ему навстречу и удовлетворяют его самые амбициозные запросы. Одна из них первый вице-мэр Тулузы, госпожа Николь Белубэ:
«Большая удача для Тулузы иметь эту возможность в своем культурном представительстве опереться как на оркестр Капитолия Тулузы, так и на его руководителя Тугана Сохиева, который как международный посол культуры очень важен для города. Так же оркестр это гордость города Тулузы, в том, что касается международного представительства. И все то, что мы развиваем, мы развиваем благодаря вот этому авангарду в лице Тулузского национального оркестра и его руководителя Тугана Сохиева».
Туган Сохиев достойный продолжатель своих земляков: Валерия Гергиева и Юрия Темирканова. Как и они, он приехал с Северного Кавказа в Петербург, где закончил консерваторию, работал в Мариинском театре и теперь вышел на международную арену. У него в руках достойный коллектив из провинциального французского города всего лишь с полумиллионным населением, сопоставимо с нашими Тулой или Брянском. Но эти музыканты способны на многое в союзе с 32-летним маэстро, у которого, безусловно, большое будущее.