Красная линияОднодневные гастроли Финской национальной оперы в Петербурге привлекли внимание большого числа любителей оперы. Художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев рад очередному визиту финских музыкантов:

«Наши коллеги из Финляндии добились громадных успехов за последнее десятилетие. Не только композиторы, это и дирижеры, и певцы, и режиссеры. Очень сильного прогресса добились в целом представители финской музыкальной школы… Очень многие музыканты из Финляндии добились мирового признания. Величие России совсем не дает права нам снисходительно относиться к настоящим завоеваниям и достижениям наших коллег, в частности из Финляндии. То же самое можно говорить и о музыкантах из других стран. Я думаю, что сегодня приезд Финской национальной оперы – это серьезное событие, никак не второстепенное».

Несколько лет назад в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» финны представляли спектакль «Распутин»  Эйноюхани Раутаваара. Но если тогда это было воплощение русской истории, то на сей раз решили обратиться к собственной. Кровавая политическая драма – опера «Красная линия» Аулиса Саллинена была написана специально по заказу финского театра в 1978 году. После ошеломительных показов оперы «Красная линия» в Метрополитен-опере спектакль имел невероятный успех у публики на многих оперных сценах мира. Мрачный сюжет о политических распрях  на севере Финляндии начала прошлого века Саллинен заимствовал из романа финского классика Илмари Кианто. Замкнутый мир с его зашифрованными намеками и иллюзиями полон противоречий и общественных конфликтов. Но в нем неизбежно зарождается и зреет будущее финской демократии. Тогда в 1907 году состоялись первые парламентские выборы. Однако рядовая финская крестьянская семья в этот период социального слома обречена на страдания и неминуемую смерть, сначала детей, а потом и самого отца семейства. Символ бесчисленных невзгод и несчастий – медведь-шатун, бродящий около дома главных героев, фермера Топи и его жены Риики. Красная черта, которую герои оперы должны провести в избирательном бюллетене, отделяя беспросветное прошлое от надежд на лучшее будущее, в финале оборачивается струей крови крестьянина Топи, погибшего от лап мистического зверя. Для простых людей все социальны катаклизмы неизбежно приводят к большой крови.

Музыкальный язык оперы коренится с финской национальной традицией, но в нем явно прослеживается влияние композиторов русской школы ХХ века, в частности Дмитрия Шостаковича. Главную партию фермера Топи исполнил маститый бас-баритон Финской национальной оперы Йорма Хюннинен. За дирижерским пультом – маэстро Микко Франк – прекрасный знаток финской оперной классики.

Микко Франк: «Мне кажется, эти проблемы естественны для всех народов, для всех стран. Мы хотели показать, что социальные проблемы не чужды Финляндии и занимают достаточно большое место в нашей истории. Аулис Саллинен достаточно известный композитор в Европе, для финской оперы он значит очень многое. Когда мы говорим о подъеме финской оперы, о ее развитии, мы говорим, прежде всего, об этом авторе. Естественно, здесь употреблены были и народные мотивы, прежде всего, это гармоничность музыки, и финны узнают интерпретации некоторых народных песен, которые использованы в симфонической музыке этой оперы».

На следующий день в Мариинском театре давали «Мазепу» Петра Ильича Чайковского. Этот исторический спектакль 1950 года в режиссуре Ильи Шлепянова и сценографа Александра Константиновского отважился возобновить  Юрий Лаптев. Год назад режиссер вернул на сцену Мариинки «Псковитянку» Римского-Корсакова. Нынешний «Мазепа» - яркий образец сталинского ампира с типичными особенностями стиля той эпохи: статичность мизансцен, помпезная сценография, подчеркнуто достоверный историзм костюмов. Особенно впечатляет сцена казни Кочубея и Искры.

Концерты и спектакли в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» продолжаются. О самых ярких из них вы узнаете в последующих обзорах.

 

В Петербурге стартует музыкальный фестиваль искусств "Звезды белых ночей"

Вернуться к списку новостей