Московский Пасхальный фестиваль – грандиозное музыкальное действо, которое продолжалось в этом году в течение трех недель в России, завершилось традиционными концертами 9 мая, в праздник Великой победы. Солнечный майский день и теплая погода  способствовали радостному настроению слушателей и музыкантов.

Оркестр Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, непременные участники Пасхального марафона, снова представили две масштабные полноценные программы. В первом концерте на Поклонной горе прозвучали сочинения Мусоргского, Чайковского и Шостаковича. Ну а вечером в Светлановском зале Московского международного дома музыки маэстро Гергиев дирижировал произведения композиторов XX века. Открыли вечер фрагменты из музыки балета «Золушка» Сергея Прокофьева. Перед началом концерта состоялась пресс-конференция, в ходе которой Валерий Гергиев еще раз отметил особую значительность выступлений в Российских регионах.

Валерий Гергиев: «Очень сильно сосредоточились, я бы сказал, на почти грандиозном маршруте, который вырисовывался еще год назад, до кризиса. Первая неделя, если так можно выражаться, нас доставила в Екатеринбург и в Пермь, в Казань и в Нижний Новгород, помимо московских концертов. А затем, что было еще более необычным, мы после выступлений в Москве, в Петербурге и в Великом Новгороде оказались уже в Петрозаводске, в Мурманске и даже в Беломорске. Вот это было очень важным для нас».

Кроме того, Валерий Гергиев  уверен, что необходимо продолжать выступать не только в России, но и в Белоруссии, Украине и даже Казахстане. При этом маэстро акцентировал внимание на участии европейских музыкантов в программе будущего фестиваля.

Валерий Гергиев: «Я думаю, что в следующем году мы вернемся к принципу приглашать коллективы, которые завили о себе. В исполнении произведений Баха это могут быть и большие и камерные оркестры, и хоры. Это могут быть и европейские коллективы, которые, наверняка, будут исполнять не только произведения русских композиторов. Это, может быть, вернет нас к тому, с чего мы начинали, если вы помните Кельнский хор. Я со многими хорами работаю сам. Есть очень сильные хоры. Один из лучших хоров в мире, если не лучший, это хор Эриксона или Шведского радио. Мы их несколько раз приглашали в Петербург. Это высочайшего качества коллектив. Не удивлюсь, если мы договоримся об их выступлении здесь. Программа, наверняка, будет связана с творчеством Баха и Моцарта. Я не стараюсь вылезать из фрака, что бы затащить в Москву новомодные коллективы, которые обязательно должны звучать как самые передовые экспериментаторы в области игры на старинных инструментах, подражая только тем образцам, которые были нам знакомы по записям двадцатилетней давности, десятилетней давности. Этот процесс постоянно развивается, я считаю, что он может идти параллельно с тем процессом, который идет у нас в театре…»

В Пятом концерте для фортепиано с оркестром Родиона Щедрина, которые петербургские музыканты исполнили недавно в Ереване, можно было услышать неестественные тембры звучания инструментов. Партитура этого сочинения насыщена нео-фольклорным колоритом. В финале не обошлось без влияния Стравинского и джазовых импровизаций. Кому, как не Денису Мацуеву можно было доверить столь сложное произведение?

Кульминацией концерта стала масштабная Одиннадцатая симфония «1905-ый год» Дмитрия Шостаковича. Произведение с революционной тематикой, но явно соответствующее программе вечера. Гергиев осторожно включил эту симфонию Шостаковича, исходя из акустических возможностей Светлановского зала Дома музыки.

Валерий Гергиев: «Если говорить об Одиннадцатой симфонии Шостаковича, надо особо думать о репертуаре, когда мы выступаем здесь - в Доме музыки, потому что хочется, что бы и акустические произведения не потеряли свои самые характерные, самые сочные краски, не только драматические, но и самые, может быть, мечтательные или какие-то легкие эпизоды, которые должны быть исполнены. Я до сих пор привыкаю к этому залу, мне нравится Дом музыки, но я все время думаю о том, что здесь исполнять, потому что я немного побаиваюсь, не пропадет ли то основное, что в этом произведении необходимо донести до слушателя…»

Каким будет IX Пасхальный фестиваль, покажет время. Не за горами следующее детище Гергиева XVII Международный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». В этом году он пройдет в Санкт-Петербурге с 21 мая по 19 июля. Это будет, действительно, еще один праздник музыки, который подарит всем нам маэстро Валерий Гергиев.

 

Гергиев. Феерия событий (О Пасхальном фестивале в Беломорске)

О Пасхальном фестивале в Екатеринбурге

О Пасхальном фестивале в Казани и Перми

Об открытии VIII Московского Пасхального фестиваля

 

Вернуться к списку новостей