«Альбенис - это Испания, так же как Мусоргский - Россия, Григ - Норвегия, Шопен Польша» Жан Обри.
Имя Исаака Альбениса неразрывно с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX-XX веков и охватившего всю художественную жизнь страны. Вдохновителем этого движения - нового Возрождения - был композитор, музыковед и фольклорист Фелипе Педрель (1841-1922), сплотивший вокруг себя самых талантливых музыкантов. Его друзья, ученики и последователи - И.Альбенис, Э.Гранадос, Х.Турина, М. де Фалья и другие продолжили и развили борьбу за создание самобытной национальной композиторской школы.
Исаак Альбенис родился в Каталонии 29 мая 1860 года. Как пианист начал выступать с 4-летнего возраста. Учился в консерваториях Мадрида и Лейпцига. В дальнейшем совершенствовался в одной из лучших в Европе Брюссельской консерватории. Огромное влияние на Альбениса и на всю последующую творческую деятельность музыканта оказала его встреча в Будапеште с Листом (1880), у которого он завершил пианистическое образование. Альбенис стал выдающимся пианистом-виртуозом и выступал во многих странах (Мексика, Куба, Германия, Англия, Франция и др.). Его блестящий пианизм привлекала современников красочностью и виртуозным размахом; «испанским Рубинштейном» называла Альбениса в один голос испанская пресса, за исполнение им собственных сочинений.
До середины 90-х годов Альбенис занимался преимущественно исполнительской деятельностью. Прекратив ее, он овладел композиторским мастерством. Композиции он учился у Ф.Геварта, С.Ядассона и Ф.Педреля, который оказал огромное влияние на формирование Альбениса как национального художника. С 1894 года Альбенис жил в Париже, где совершенствовался в области композиции у таких известных французских композиторов, как К.Дебюсси, П.Дюка, Г.Форе, В. Д’Энди.
Альбенис-композитор создал огромное количество сочинений разных жанров. Лучшие его произведения несут в себе живую связь с народным творчеством, с особенностями мелодики, ритма и гармонии народной музыки. В творческом наследии композитора следует выделить оперу «Магический опал» (1893), фантазию для оркестра и фортепиано «Каталония» (1899) и многочисленные фортепианные пьесы. Это «Испанская сюита» и «Испанские песни», «Испания» (опус 165) и «Иберия» (12 пьес), одна из вершин творчества Альбениса.
«Возвышенную и необычайно музыкальную интуицию Альбениса можно было сравнить с чашей, до краев наполненной чистым вином, согретым средиземноморским солнцем» так образно написал о композиторе Ф.Педрель.