28 мая день рождения выдающегося немецкого певца Дитриха Фишера-Дискау. Его карьера поражает своей длительностью, его записи восхищают своим непревзойденным качеством, его репертуар удивляет своей широтой и невероятным разнообразием. К тому же Фишер-Дискау еще и дирижер, и музыковед, и художник. Его перу принадлежат исследования творчества Шуберта, Шумана, Вагнера, Ницше. А его кисти превосходные портреты Равеля и Хиндемита, поэтичные пейзажи.
Творчество Фишер-Дискау как певца охватывает огромный период длиною в 46 лет: первое выступление состоялось в 1947 году (он заменил заболевшего солиста в «Немецком реквиеме» Брамса), последний концерт в 1992-м.
Старшее поколение в нашей стране несомненно помнит приезд Дитриха Фишера-Дискау в Москву в 1977 году. Тогда он вместе со Св.Рихтером исполнил песни Шуберта и Вольфа, встретив восторженный прием. Певец Сергей Яковенко вспоминал об этом концерте: «Фишер-Дискау как бы переплавил в единое целое принципы немецкой и итальянской вокальных школ Мягкость и эластичность звучания, отсутствие горлового призвука, глубокое дыхание, выровненность регистров голоса все эти черты, свойственные лучшим итальянским мастерам, присущи и вокальной манере Фишера-Дискау. Прибавьте к этому бесконечные градации в произнесении слова, инструментальность звуковедения, мастерское владение pianissimo, и мы получим почти идеальную модель для исполнения и оперной музыки, и камерной, и кантатно-ораториальной», писал Сергей Яковенко. Кстати, об идеальном. В свое время в каком-то телеинтервью очень пожилая уже Элизабет Шварцкопф напористо втолковывала собеседнику: «Поймите, идеального пения не бывает, идеально спеть нельзя! и добавила вполголоса: Ну, разве что Фишер-Дискау может » Такие слова, да еще Элизабет Шварцкопф, дорогого стоят.
Дитрих Фишер-Дискау прославился как певец, которому подвластны все стили, все эпохи. Бах, композиторы-романтики, музыка ХХ столетия, редко исполняемые произведения, такие, как, например, «Доктор Фауст» Ферручо Бузони, «Воццек» Берга, «Св.Франциск Ассизский» Мессиана
В области камерной вокальной лирики, пожалуй, никто не сделал столько, сколько Фишер-Дискау. Именно он ввел «в моду», если можно так сказать, вечера камерной музыки, Liederabend, его концерты были невероятно популярны. Он записал все песни Шуберта, Шумана, Вольфа, Брамса, Листа, причем работал над музыкальным и поэтическим текстом очень скрупулезно, с дотошностью ученого. Многие из них до сих пор считаются эталонными.