Роберт Шуман, впервые услышав Паганини, написал: «Я думал, что он начнет с неслыханной силой звука. И вот он начал но до чего звук его был нежным и тихим. Когда же он легко и еле заметно начал закидывать в толпу свои магнетические цепи, люди стали невольно покачиваться. И вот волшебные кольца заплетались все больше и больше; люди все теснее жались друг к другу, пока они постепенно не слились в едином порыве, как бы загипнотизированные художником. Другие волшебники пользуются в своем искусстве другими формулами».
27 мая 1782 в Ницце после тяжелой болезни умер "чародей скрипки" Никколо Паганини. О последнем часе музыканта придумано немало фантастического.
Уже с шести лет Паганини играл на скрипке, а в девять лет выступил с концертом в Генуе. Концерт имел огромный успех. Мальчиком Николло написал несколько произведений для скрипки, которые были так трудны, что кроме него самого никто не мог их исполнить.
Имя Паганини было окружено таинственностью, чему, собственно, он сам содействовал. Паганини рассказывал о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, и современники объясняли это боязнью автора раскрыть тайны его виртуозности. Таинственность и необычность личности Паганини вызывала пересуды о его суеверности и атеизме, и епископ Ниццы, где скончался Паганини, отказал в заупокойной мессе. Только вмешательство папы уничтожило это решение, а прах великого скрипача окончательно обрел покой лишь к концу XIX столетия.
Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном даровании, но и в необычайной технике, в безукоризненной чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи. Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и разнообразное применение стаккато, широкое применение двойных и тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка, игра на одной струне (четвёртой) целых пьес всё это приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными скрипичными эффектами. Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью.