21 мая открывается XVII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». В программе открытия «Конёк-Горбунок» Щедрина в хореографии Алексея Ратманского на сцене Мариинки, и масштабная Восьмая симфония Малера, так называемая «симфония тысячи участников», в Концертном зале. Спектаклем и концертом продирижирует Валерий Гергиев.
Фестиваль продлится до 19 июля. За шестьдесят дней будет дано более ста спектаклей и концертов. В спектаклях фестиваля и с сольными концертами выступят звезды оперы и балета: Мария Гулегина, Виолетта Урмана, Анна Нетребко, Рене Папе, Брин Терфель, Гарри Леман, Дмитрий Хворостовский, Владимир Галузин, Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков, Диана Вишнева, Светлана Захарова, Ульяна Лопаткина, Алина Сомова, Виктория Терешкина, Леонид Сарафанов, Владимир Шкляров. В Концертном зале сыграют маститые инструменталисты: скрипач Леонидас Кавакос, пианисты Рудольф Бухбиндер, Ланг Ланг, Денис Мацуев, династия Могилевских.
Главным событием балетной афиши станет возвращение «Шурале» - одного из самых популярных балетов легендарного хореографа Леонида Якобсона (28 и 29 июня). Премьеру готовят Евгения Образцова, Екатерина Осмолкина, Михаил Лобухин, Денис Матвиенко, Леонид Сарафанов, Ислом Баймурадов.
Оперные редкости прозвучат в Концертном зале: «Замок герцога Синяя Борода» Бартока при участии приглашенных солистов Елены Жидковой и Габора Бретца (19 июня), грандиозные «Троянцы» Берлиоза под управлением Валерия Гергиева (22 и 24 июня), «Русалка» Дворжака (15 и18 июля). Собрание русской музыки от Бородина до Щедрина широко представлено в афише фестиваля: это «Князь Игорь» Бородина; возвращенный в репертуар роскошный спектакль 1950 года «Мазепа», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского; «Майская ночь» и «Псковитянка» Римского-Корсакова; «Женитьба» Мусоргского; «Любовь к трем апельсинам» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева; премьеры сезона «Иоланта» Чайковского и «Алеко» Рахманинова в постановке известного польского режиссера Мариуша Трелинского; «Конек-Горбунок» и «Очарованный странник» Щедрина; «Братья Карамазовы» Смелкова; «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Банщикова и оперы молодых композиторов на гоголевские сюжеты.
У программы нынешнего фестиваля немецкий акцент. Среди гостей фестиваля выдающиеся немецкие коллективы: один из лучших немецких оркестров Оркестр Мюнхенской филармонии под управлением дирижёра-звезды Кристиана Тилеманна (31 мая и 1 июня), Октет Берлинского Филармонического оркестра (10 и 11 июня) и хор и оркестр Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля с исполнением оратории Генделя «Празднество Александра» (18 июня). Визит Октета будет сопровождать фотовыставка, посвященная легендарному дирижеру Берлинских Филармоников Вильгельму Фуртвенглеру. Ключевые композиторские фигуры «немецкой программы» Бетховен и Вагнер. На фестивале прозвучат все симфонии и фортепианные концерты Бетховена в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Джанандреа Нозеды и Пааво Ярви, а один из лучших инструменталистов мира Леонидас Кавакос исполнит Скрипичный концерт Бетховена. Немецкая оперная музыка прозвучит в Концертном зале и Мариинском театре при участии внушительной команды международных звезд: Брин Терфель в «Валькирии» Вагнера (5 июня); Рене Папе в «Парсифале» Вагнера (6 июня); Гарри Леман, Виолетта Урмана, Евгений Никитин, Николай Путилин, Рене Папе в «Парсифале» (12 июня); Лариса Гоголевская в «Электре» Штрауса (16 июня). Кульминацией «немецкой программы» фестиваля станет премьера обновленной сценической версии «Кольца нибелунга» Вагнера (4 7 июля).
Театры-гости фестиваля Финская национальная опера и Национальный балет Испании под руководством Хосе Антонио. Финская труппа представит бестселлер и главную финскую оперу последних десятилетий «Красную линию» А. Саллинена (29 мая), успех которой является частью мощной экспансии финской музыки на европейскую арену. Гастроли Национального балета Испании (14-18 июля) посвящены 30-летию труппы и окончанию карьеры знаменитого танцовщика и хореографа Хосе Антонио. Этот визит символичен ещё и потому, что именно из Мадрида приехал в Петербург великий хореограф Петипа, чтобы создать работать во славу русского балета.