В Москве состоялось обсуждение специалистами в сфере музыки новой книги Нормана Лебрехта, выпущенной издательством «Классика XXI».Это уже третье обращение московского издательства к трудам известного английского музыкального критика. Обе его предыдущие книги уже наделали немало шума в музыкантских кругах. Достаточно вспомнить название первой из них «Кто убил классическую музыку?». В новой работе автор продолжает начатую ранее тему и даже идет еще дальше
«Маэстро, шедевры и безумие. Тайная жизнь и позорная смерть индустрии звукозаписи классической музыки» - таково ее название. И не случайно ее издатели решили обсудить столь смело озаглавленный опус в кругу наших ведущих знатоков и специалистов по данной теме. На обсуждении, прошедшим недавно в НИИ Искусствознания, приняли участие звукорежиссеры, композиторы, журналисты. Среди них Игорь Вепринцев, Владимир Мартынов, Дмитрий Ухов и другие.
Вот мнение некоторых из них:
Музыкальный обозреватель ряда столичных газет Илья Овчинников:
«Что опровергнуть легко, пользуясь материалом из этой же книги и других его книг, главный тезис о смерти индустрии классической музыки, потому что еще до теперешнего кризиса, в общем-то, много лет все на кризис в этом производстве жаловались. И все, тем не менее, продолжали выпускать из года в год новые диски и продолжают, и магазины большие в крупных городах не закрываются. И один из рецептов этого дает сам автор книги, когда описывает примеры рождения маленьких компаний, которые опасались гибели в связи с тем, что не превращались в крупные корпорации, а оставались такими же маленькими компаниями, какими были задуманы. И многие исполнители крупнейшего мирового класса сейчас сотрудничают именно с такими компаниями, объясняя, что это гораздо проще. И совершенно они не считают «потерей лица» продать 500 экземпляров дисков, но таких, где будет записано то, что им интересно и так как им это интересно».
Редактор журнала «Звукорежиссер» Анатолий Вейценфельд:
«Ситуация находится в некотором падении свободном с небоскреба. А автор, находясь где-то в полете на уровне, ну скажем, десятого этажа, пытается проанализировать ситуацию, а ситуация то еще не закончилась и закончится только через некоторое время, но в другом месте. Она еще не завершена, что бы нам ее подытоживать. Поэтому я не имею никаких решений по выходу из этой ситуации Интерес к слушанию академической музыки и высокой музыки, к тому, что бы вот это величественное наследие не ушло куда-то как Атлантида - вот это более важная проблема».
В основном все участники круглого стола были солидарны друг с другом. Книга Лебрехта на их взгляд чрезвычайно интересна с точки зрения фактологии: в ней немало пикантных подробностей о личной жизни звезд, о гонорарах исполнителей и отношениях между звукозаписывающими лейблами. Но ее концепция о пресловутой кончине классической музыки по причине погони record-компаний за быстрыми доходами и их заигрывание с поп-музыкантами во многом «притянута за уши».
Бесспорная удача книги ее стиль, легкий и парадоксальный. Она с интересом читается и часто вызывает восхищение своим юмором и тонкой иронией. Особенно выделяется ее второй раздел «100 самых значимых пластинок, изменивших музыкальный мир к лучшему» и, наоборот, «20 самых бездарных» за все время существования коммерческой звукозаписи. Это список, сам по себе, уже провокация, но он заставляет читателя думать, спорить и делать собственные выводы. Например, в нем есть, помимо величайших творений, и такие редкости, как уличная музыка Руссо в категории бесспорных хитов. А с другой стороны, диск «Малер для чайников» в числе тех, которые бы не следовало выпускать никогда. Но, увы, здесь вообще отсутствует, скажем, такой мировой шлягер, как, «Реквием» Моцарта, который и исполняется в концертах, пожалуй, чаще всего на свете, да и на аудио-носителях существует, вероятно, в сотне различных вариантов. Так что познакомится с этой скандальной книгой, безусловно, стоит.