19 мая в музее Михайловского театра на втором ярусе состоится «Юбилейная экскурсия», посвященная 125-летию Самуила Абрамовича Самосуда дирижера, талантливого музыканта и невероятно интересного человека. О жизни и творчестве великого дирижера, его работе в МАЛЕГОТе и сотрудничестве с выдающимися современниками (Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев) расскажут кандидат искусствоведения, профессор Е.В. Третьякова, кандидат искусствоведения К.А. Учитель, О.Л. Данскер, Г.В. Копытова. Формат экскурсии предполагает знакомство с музейными экспонатами, связанными с деятельностью Самуила Самосуда в МАЛЕГОТе. На экскурсии будет присутствовать внучка Самуила Абрамовича Наталья Яковлевна.
Один из самых авторитетных музыковедов советской эпохи Борис Васильевич Асафьев писал: «Ни для кого не секрет, не тайна, что бывший Михайловский театр, став оперным театром, вырастил дирижера Самосуда и Самосудом же растил себя. И теперь все музыканты Ленинграда мыслят об этом театре совокупно с работой Самосуда, не отделяя этой работы от Малого театра оперы и балета. Так уж признано, что Самосуд своего рода стержень, вокруг которого вращается система театра. Это не оценочное суждение, а просто констатирование факта всем давно известного». Действительно, жизнь Самуила Самосуда была невероятной. Кульминацией его творческого пути, на котором друг друга сменяли Народный дом, Мариинский и Большой театры, Музыкальный театр имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, стали годы с 1918 по 1936-й, связанные с МАЛЕГОТом.
Самуил Самосуд был открыт новой музыке и первым сыграл множество сочинений оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, оперу «Война и мир» Сергея Прокофьева. Он активно стремился к сотрудничеству с ярчайшими режиссерами и актерами, художниками, драматургами своего времени. Великий музыкант, Самуил Абрамович создал театр, где могли воплотиться и с успехом воплощались самые разные новаторские идеи. При его активном участии в МАЛЕГОТе ставились «Прыжок через тень» и «Джонни наигрывает» Эрнста Кшенека, «Пиковая дама» Чайковского в постановке Всеволода Мейерхольда, «Война и мир» Прокофьева в постановке Бориса Покровского и многие другие.