12 мая день рождения композитора Габриэля Форе. Его называют сыном юга Франции, края солнца и песен. Форе было неполные 80 лет, когда в ночь с 3 на 4 ноября 1924 года он тихо скончался. Отпевание музыканта состоялось в храме Мадлен под звуки его собственного Реквиема, когда-то здесь же впервые и прозвучавшего под управлением автора. Композитор завершил свой долгий жизненный и творческий путь, охвативший целую эпоху в истории музыкального искусства.
Когда Габриэль Форе родился (а это было в 1845 году), Франция Луи-Филиппа медленно приходила в себя от двух революций и была на заре своего индустриального развития. Чтобы добраться из Парижа в Памье, родной город Форе, надо было ехать несколько дней в дилижансе так же, как и в XVIII веке. В искусстве царил романтизм. Это был расцвет творчества Гюго, Делакруа, Мендельсона, Шумана. Когда же Форе ушел из жизни в 1924 году, Франция была развитой индустриальной страной. Вместо дилижансов по дорогам ездили автомобили, появилось электричество. Страстный эмоционально открытый романтизм сменился кубизмом. В салонах с успехом выставлялись картины Кандинского и Пикассо; уже была написана опера Берга «Воццек», Шенберг декларировал принцип додекафонизма, Мессиан создал свои первые опусы. Такова была траектория эволюции художественных исканий, свидетелем, а в какой-то мере участником которой был и Форе музыкант безусловно XIX столетия, но в то же время классик и XX века. Но классик весьма необычный, впрочем, как и необычный представитель ушедшей эпохи романтизма и символизма.
Искусство Форе загадочно. «Французский Шуман», «поэт интимности», «мастер очарований» так его называли современники. Критики писали о Форе: «Ум элегантный, светский, невероятно изысканный»; «он музыкант элегий, нашептываемых исповедей и грез». Да и сам композитор как-то сказал одной из своих почитательниц: «Я раздвинул границы изящества и тонкости». И действительно, именно изящество и тонкость, необычайная красота мелодий и гармонические изыски во многом объясняют невероятное обаяние музыки композитора. По натуре он был лирик и приверженец камерных жанров, не столь популярных у широкой публики, как, например, опера. Впрочем, и в этой области Форе удалось достичь высот его опера «Пенелопа» является, по словам Жозефа де Марлиава, «безупречным шедевром и одним из самых совершенных образцов театральной музыки». А последние сочинения этого мастера поражают экспрессией и внутренней энергией.
Наиболее точными в определении искусства Форе кажутся слова Онеггера, пытавшегося еще в середине ХХ столетия объяснить этот феномен: «Мне понадобилось довольно много времени, чтобы проникнуть в тайну этого столь тонкого языка. Как многим другим, мне казалось, что замечательная сдержанность его речи пренебрегает силой. Элегантная небрежность некоторых линий побуждала меня думать о какой-то преднамеренной легковесности. Вплоть до гибкой неопределенности гармонии, уводящей от бетховенской неуклонности, которая лежит в основе моего музыкального образования. С тех пор я эволюционировал. И мне открылись магические свойства этой музыки. Меньше всего их можно объяснить словесно. Я не знаю музыки, которая была бы более чистой и только музыкой, за исключением, быть может, музыки Моцарта».